Иоахим Флорский


Иоахим Фло́рский, также Иоахим Калабрийский[2], Джоаккино да Фьоре или Иоаким дель Фиоре (лат. Joachimus Florensis; итал. Gioacchino da Fiore; ок. 1132, Челико — 30 марта 1202, Пьетрафитта, Калабрия), — итальянский богослов, экзегет и мистик; аббат монашеского ордена цистерцианцев, прорицатель, основатель Флорского монастыряruit (1191) и нового монашеского ордена (флоренсы; 1196); вдохновитель религиозного движения иоахимитов[3]; яркий мыслитель философско-мистического склада. Родоначальник средневекового хилиазма: свои пророчества, включая приход тысячелетнего царства Божия на земле, строил на основе толкования Библии[4]. Блаженный Римско-католической церкви (Acta Sanctorum; день памяти — 30 марта)[2].

Иоахим Флорский разделил всю историю человечества на три периода: 1) Отца, от Авраама до Иоанна Крестителя, 2) Сына, от воплощения Сына Божия до 1260 года, 3) Святого Духа — с 1260; вывод о 1260 годе основывался на словах Откровения Иоанна Богослова о «тысяча двухсот шестидесяти днях» (Отк. 11:3 и 12:6). У каждого периода свой Завет: Ветхий, Новый и Вечный. Наступление Третьего Завета связывалось Иоахимом с господством монашества.

По учению Иоахима, переход человечества к каждому периоду его истории связан с постепенным одухотворением его жизни в отношении к Богу. Существование Католической церкви Иоахим Флорский относил ко второму периоду, в третьем же будет обновлённая церковь без недостатков прежней и установится тысячелетнее царство Божье на земле. Учение Иоахима было осуждено католическими Соборами, но пользовалось популярностью среди францисканских спиритуалов, апостольских братьев и ряда других движений, объявленных ересями.

Упоминается Данте (на которого мог оказать существенное влияние[5]) в «Божественной комедии» (1308—1321):

Родился в Калабрии (в то время входила в Королевство Сицилия), в местечке Челико возле Козенцы, в семье нотариуса по имени Мауро и его жены Джеммы. Отец служил у архиепископа Козенцы[3] и принадлежал к благородному буржуазному роду нормандского королевства[6].

В 15 лет, получив образование в Козенце, был принят в королевскую Калабрийскую курию[6]. Некоторое время провёл при дворе Рожера Сицилийского († 1154), но господствующее настроение времени побудило его отправиться в паломничество во Святую землю (1159)[7]. Отец отпустил его в паломничество как человека знатного: в окружении свиты друзей и слуг. В Константинополе он видел эпидемию чумы и человеческие бедствия, и пережил внутренний переворот, после чего отослал всех своих спутников, продолжив путь в Св. Землю в скромных одеждах и в компании лишь одного товарища. В пути он заболел и нашёл спасение у арабов. Достигнув Галилеи, провёл сорок дней в одной из Фаворских пещер.[6]