Блаженный


Блаже́нный (греч. μακάριος[1][2], лат. beatus[2][3], букв. «счастливый») — в Православной церкви наименование (блаженный Василий) либо первая часть наименования (блаженный Василий, Христа ради юродивый) лика юродивых[1][4]; в Католической церкви термин «блаженный» относится к подвижникам, прославленным в ходе беатификации, объявления человека блаженным и разрешения почитания его в конкретном месте или определённом церковном обществе. Эта традиция близка к местной канонизации в рамках Восточной Православной церкви[1].

Блаженными могут называть также святые или неканонизированные подвижники благочестия, вне зависимости от его лика святости или типа подвига, в качестве прилагательного, имеющего значение «стяжавший евангельские блаженства», «живущий по заповедям евангельских блаженств»: «От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому единому работати пламенне вожделев…» — тропарь Серафиму Саровскому).

Термин применяется в качестве утвердившегося именования ряда святых (блаженный Никита, тайный угодник Божий; блаженная княгиня Ольга; блаженный Иероним; блаженный Августин) и христианских церковных писателей (блаженный Феодорит Кирский), не относящихся к юродству. Причины этого именования не ясны. Ряд житий и проложных памяти начинаются с этого слова в значении этом или более общем и значении (человека, стремящегося вести праведную жизнь) и часто употребляют его, в результате чего это прилагательное стало восприниматься в качестве особого именования (например: «Сия блаженная Ольга…», «Ольга блаженная, аки денница…»; «Угодник Божий сокровенный блаженный Никита…»)[1].

Именование святых Иеронима и Августина блаженными предположительно отражает западнохристианскую традицию беатификации. Этому предположению противоречат почитание Августина как одного из наиболее авторитетных отцов Западной церкви (лат. doctores ecclesiae), а также применение термина «блаженный» как именования и в отношении святых Восточной церкви[1].

В широком значении блаженным может называться человек, который стремится вести праведную жизнь, в данном случае термин выступает как синоним слов «счастливый, благополучный» («Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: „Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха“» — Рим. 4:6—8; «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» — Иак. 1:12[1].

Без терминологической нагрузки слово «блаженный» может употребляться перед именем святого, если говорится о периоде его жизни до рукоположения в епископский сан, после чего он может именоваться святителем; до выхода на подвиг служения, после этого он называется равноапостольный, исповедник; до мученической кончины - мученик; не стяжал святости лика, явленную им в конце жизни - преподобный и др.[1]