Список картин Диего Веласкеса


Творческое наследие испанского живописца Диего Веласкеса (1599—1660) включает многочисленные портреты, произведения на бытовые темы, исторические, религиозные и мифологические сюжеты[1]. Представленный ниже список картин, созданных Веласкесом с 1617 по 1660 год, разделён на периоды, связанные с местами его жизни и деятельности — от вступления, по завершении обучения, в гильдию художников в Севилье до смерти в Мадриде в статусе придворного живописца короля Испании Филиппа IV.

Музеи только одиннадцати стран мира — Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции — хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде[2], ведя свою историю от королевской коллекции. Их провенанс наиболее прозрачен, равно как и история нескольких шедевров, входящих в собрание Музея истории искусств в Вене, хранящего наследие австрийских родственников испанских королей, которые получали их в качестве подарков. Также работы Веласкеса экспонируют в Национальной галерее и Музее Веллингтона в Лондоне, Галерее старых мастеров в Дрездене, Музее Метрополитен в Нью-Йорке и Музее изящных искусств в Бостоне. В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге находятся три полотна художника, у одного из которых спорная атрибуция.

Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин[3]. Лишь у немногих произведений живописца можно проследить однозначную связь от первого до последнего владельца. В остальных случаях большое значение имеет мнение специалистов, которое иногда бывает единогласным, а иногда спорным. Много копий и интерпретаций полотен Веласкеса было сделано его учениками в мастерской, среди которых следует особо выделить его зятя Хуана Баутисту Мартинеса де Масо[4].

Главным источником при составлении списка стал один из последних каталогов произведений художника, изданный в 1999 году. Это книга Мигеля Морáна Турины и Исабель Санчес Кеведо «Веласкес: полный каталог» (исп. Velázquez: catálogo completo), в которую включены 123 картины живописца с подробной атрибуцией. Эти полотна в списке отмечены номерами, под которыми они находятся в каталоге.

В список также включены картины, не вошедшие в этот каталог, но присутствующие в списках произведений Диего Веласкеса известных современных исследователей творчества живописца и признанных экспертов в этой области, искусствоведов Хосе Лопеса Рея и Джонатана Брауна[5]. Также в список включены несколько полотен, обнаруженных и атрибутированных в последние годы. Картины со спорной атрибуцией выделены тёмно-серым цветом.