Список конструкторов Формулы-1


Ниже находится список конструкторов, участвовавших или собирающихся участвовать в чемпионатах мира по автогонкам в классе Формула-1.

Конструкторами, участвующими в кубке конструкторов Формулы-1, формально являются комбинации из производителя шасси и производителя двигателя (например, McLaren-Mercedes является конструктором). Если в течение года командой используются двигатели разных производителей, комбинации шасси/двигатель считаются разными конструкторами в кубке конструкторов. Последний такой случай произошёл в 1991 году, когда двигатель Porsche 3,5 литра V12 привёл к проблемам для команды Footwork. С середины сезона команда вернулась к использованию двигателей Cosworth DFR, и, таким образом, в итогах кубка конструкторов 1991 года есть две записи — Footwork-Porsche и Footwork-Cosworth.

В таблицах в этой статье в колонке «Конструктор» приведены только производители шасси (а не различные комбинации шасси и двигателей, как это определено формально).

В свою очередь, командой является организация, которая привозит машины и гонщиков на каждую гонку и управляет ими (таким образом, например, McLaren является командой).

В современной Формуле-1 команды должны иметь права интеллектуальной собственности на своё шасси, поэтому понятия «команда» и «производитель шасси» обычно являются синонимами. Существуют исключения, когда компания, не входящая в чемпионат, была нанята для разработки и производства шасси для команды: например, Lola строила шасси для Larrousse и Scuderia Italia в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Очки Larousse в сезоне 1990 года были аннулированы после того, как FIA приняла решения, что Larousse неправомерно заявила конструктором шасси себя, а не Lola. Были аналогичные более поздние случаи с Ligier (1995), Sauber (2004) и Scuderia Toro Rosso (2006), когда команды обвинялись в использовании шасси, произведённого другим конструктором (соответственно, Benetton, Ferrari и Red Bull Racing). К этим командам не были применены никакие санкции, так как спортивные власти удовлетворились тем фактом, что в каждом случае команда владела интеллектуальной собственностью на шасси, которое использовала.

Ограничение на использование командами шасси другого производителя появилось только в начале 1980-х годов. До этого команды могли продавать и покупать шасси совершенно свободно. Шасси Brabham и Lotus активно использовались другими командами в 1960-х и 1970-х годах, и несколько весьма конкурентоспособных команд никогда не строили своих собственных шасси. Rob Walker Racing Team является наиболее успешным примером, приведшим к первым победам в Формуле-1 конструкторов Cooper Car Company и Team Lotus. Концепция заводской команды — то есть официальной команды компании, производящей машины, — является противоположностью клиентской команды, которая покупает шасси так же, как это происходит с двигателями в современной Формуле-1.