Список кораблей Бородино


Совокупность имён плавсредств[1], наречённых Бородино/Borodino как объект нематериального культурного наследия, входящего в историко-культурное пространство разных стран, помогает осознанию нынешнему поколению роли и места Бородинского сражения в отечественной и мировой истории, а также выполняет функцию сохранения исторической памяти.

На текущий момент выявлено и опубликовано 29 плавсредств, имеющих самые различные номенклатурные термины (корабль, бриг, шхуна и т. д.) в работе «Память о Бородинском сражении в названиях плавсредств» [4].

«Список участвовавших в кругосветном плавании на корабле „Бородино“ (1819—1821). Командир, лейтенант Захар Иванович Понафидин; лейтенант Всеволод Понафидин. Скончался в отставке; лейтенант Пётр Чистяков скончался; лейтенант Дмитрий Нивольский. Скончался в 1833 г., кап. 2 ранга; штурман Дионисий Зарембо; штурман Михайло Прокофьев (до Ситки). Скончался в 1838 г., поручик, на службе Р.- А. Комп.; штурман Александр Кильхен (до Ситки); вольный штурман Петр Ресухин; лекарь Карл Шпигельберг. Скончался в походе; суперкарго Фёдор Красильников; нижних чинов — 80; промышленников — 27»

2) Записки Гидрографического департамента [3] Морского министерства. Часть VIII. Санкт-Петербург. 1850 г. «Путешествия и гидрография. Русские кругосветные путешествия. Лейт. Понафидин (Р.А.К. Корабль „Бородино“)»; 3) А. В. Гринёв. Российские и иностранные медики на Аляске (1784—1867) // Американский ежегодник, М.: «Весь мир», 2011 г. С. 250—272.: «…в целом смертность на кругосветных судах от различных заболеваний и несчастных случаев была относительно невелика, за исключением трагического вояжа корабля РАК „Бородино“ в 1819—1821 гг.: тогда по причине, свирепствовавшей на борту болезни, которая началась после стоянки в Индонезии и продолжилась во время обратного вояжа из Ново-Архангельска, скончался 41 человек, причём первой жертвой заболевания стал судовой лекарь 1-го класса Карл Карлович Шпигельберг. После этого руководство РАК поспешило избавиться от „несчастного“ судна по его возвращении в Кронштадт»; См. также: А. В. Гринёв. Иностранные суда в составе флота Российско-Американской компании (1799—1867 годы) // Новая и Новейшая история. 2015. № 1. С.219-230.