Сплин


альтернативный рок, арт-рок, инди-рок, поп-рок, электроник-рок, пост-панк, пост-гранж, психоделический рок,

«Сплин»  — российская рок-группа из Санкт-Петербурга. Бессменный лидер и автор практически всех песен — Александр Васильев. Датой рождения группы считается 27 мая 1994 года.

Название группы возникло благодаря строкам стихотворения русского поэта Серебряного века Саши Чёрного[1], на основе которого была создана песня «Под сурдинку» из первого альбома группы («Пыльная быль»):[прим 1]

В 1986 году Александр Васильев, тогда студент Ленинградского института авиационного приборостроения, познакомился с Александром Морозовым (по прозвищу Моррис), играющим на бас-гитаре[2]. Позже Александр Васильев вспоминал: «Всё произошло спонтанно: один приятель позвал меня на репетицию в группу, где играл наш нынешний басист Саша Морозов. Там мы и познакомились. Мы не пропускали ни одного рок-концерта, все это безумно заряжало, и хотелось сделать что-то в этом роде. Нам было по 16—17 лет, когда мы собрали первую группу»[3]. Именно этот музыкальный дуэт (школьно-институтская группа), под названием «Митра», стал прообразом группы «Сплин».

Первые песни Васильева были записаны в домашних условиях, на квартире Морозова, имевшего магнитофон «Рекорд» и микрофон. В составе коллектива «Митра» впоследствии было ещё несколько человек, в том числе Олег Куваев (будущий создатель мультипликационного Flash-сериала «Масяня») и будущая жена Васильева — Александра. «Митра» пыталась вступить в Ленинградский рок-клуб, но не прошла прослушивание у Анатолия Гуницкого[4]. В 1988 году, проучившись в ЛИАПе два года, Васильев ушёл служить в армию, где проходил службу писарем в стройбате. Там он начинал писать песни, часть которых впоследствии попала в альбом «Пыльная быль». После демобилизации, в 1992 году, с помощью Олега Куваева он устроился на место монтировщика сцены в Санкт-петербургском академическом театре комедии, а затем поступил в Театральный институт на отделение экономики. Учёбу он совмещал с работой монтировщиком сцены, ночным сторожем и работой на кондитерской фабрике[5]. В 1993 году он встретился с Морозовым, и они устроились работать в театр «Буфф», где познакомились с клавишником Николаем Ростовским[2]. Весной 1994 года они увольняются.

Я знаю «Пыльную быль» изнутри, как этот альбом делался. К моменту начала записи мы с Саней Морозовым, можно сказать, срослись настолько, что даже выработали свой язык. Поэтому специально, хотя могли сами все наиграть, приглашали участвовать в альбоме людей, которые не знали, чем мы живем, нашего менталитета. Это делалось для того, чтобы влить «живую кровь» и по возможности как можно дальше отойти от традиционных форм.