Спутниковое телевидение


Спутниковое телевидение — система передачи телевизионного сигнала от передающего центра к потребителю, использующая в качестве ретранслятора искусственные спутники Земли, расположенные в космосе на геостационарной орбите (ранее и на других видах орбит[1][2]), и оснащённые приёмопередающим оборудованием. По сравнению с эфирным наземным телевидением, обеспечивает покрытие качественным телевизионным сигналом больших территорий, труднодоступных для ретрансляции обычным способом.

ТВ-программы, транслируемые в распределительных спутниковых сетях[3], доставляются абонентам через местные телецентры или наземные ТВ-ретрансляторы. Приём программ непосредственного вещания осуществляется индивидуальными домашними приёмниками или головными станциями сетей кабельного ТВ[4].

Для приёма сигнала спутникового телевидения требуется специальное оборудование. Стандартный комплект состоит из спутниковой антенны, конвертера и спутникового ресивера (спутникового приёмника), последний может входить в состав оборудования телецентра, быть частью головной станции кабельного ТВ, а в случае домашнего приёма — быть как отдельным устройством, так встроенным в телевизор или компьютер. Геостационарный спутник занимает фиксированное положение на небе, поэтому спутниковая антенна, однажды направленная на такой спутник, всё время остаётся направленной на него.

Аналоговое спутниковое телевидение транслируется в системах цветного телевещания NTSC, PAL или SECAM. В настоящее время во всех странах мира аналоговое спутниковое телевидение практически полностью заменено цифровым.

По степени доступности спутниковое телевидение делится на свободное (FTA — аббревиатура англ. free to air) и кодированное. Система условного доступа включает в себя кодировки: BISS, Conax, DigiCipher, Irdeto, Irdeto 2, Nagravision, PowerVu, Viaccess и др.

В настоящее время использование цифрового спутникового оборудования позволяет получать изображение высокого цифрового качества, вплоть до HDTV (1080i) и 3D-TV (DVB 3D-TV). Операторы спутникового телевидения (DTH), как правило, предоставляют своим клиентам несколько пакетов телеканалов в зависимости от их вкусов и финансовых возможностей.