Стагнация Османской империи


Туркам удалось проникнуть до Вены и в 1683 году осадить её, но осаду пришлось снять, когда польский король Ян Собеский заключил союз с Австрией, поспешив на помощь Вене и одержав около неё блестящую победу над турецким войском. В 1684 году к коалиции Австрии и Польши против Турции примкнула и Венеция, позднее и Россия. Началась война против Турции — первая, в которой Турции пришлось не нападать, а защищаться на собственной территории. В 1686 году герцог Лотарингский взял Офен; в 1687 году великий визирь Сулейман-паша был наголову разбит при Мохаче. Поражение турецких войск вызвало раздражение янычар, которые оставались в Константинополе, бунтуя и грабя. Янычары свергли Мехмеда IV при помощи фетвы муфтия и насильно возвели на престол его брата, Сулеймана II (1687—1691), человека, преданного пьянству и совершенно неспособного к управлению страной. Война продолжалась при нём и при его братьях, Ахмеде II (1691—1695) и Мустафе II (1695—1703). Венецианцы овладели Мореей; австрийцы взяли Белград (вскоре опять доставшийся туркам) и все значительные крепости Венгрии, Славонии, Трансильвании; поляки заняли значительную часть Молдавии. Войну решила битва при Зенте (1697), победу в которой одержали австрийские войска под командованием принца Евгения Савойского. По Карловицкому мирному договору (1699) Австрия получила Венгрию и Трансильванию, Морея перешла к Венеции, Польша получила Подолию и Украйну. Через год был заключен также мир между Россией и Турцией, по которому России перешла крепость Азов.

Карловицкий мир был первым, по которому Турция не получала ни дани, ни временной контрибуции. Значение его значительно превосходило значение Житваторокского мира. Стало для всех ясно, что военное могущество Турции вовсе не велико и что внутренние неурядицы расшатывают ее всё более и более. В самой Турции Карловицкий мир вызвал среди образованной части населения осознание необходимости некоторых реформ. Это сознание уже ранее имели Кёприлю — семья, давшая Турции в течение 2-й половины XVII и начала XVIII века 5 великих визирей, принадлежавших к самым замечательным государственным людям Турции. Уже в 1690 году великий визирь Кеприлу Мустафа издал «Низами Джедид» («Новый порядок»), установивший максимальные нормы поголовных податей, взимаемых с христиан; но закон не имел практического применения. После Карловицкого мира христианам в Сербии и Банате были прощены подати за год; высшее правительство в Константинополе стало по временам заботиться о защите христиан от поборов и других притеснений. Недостаточные для того, чтобы примирить христиан с турецким гнетом, эти меры раздражали янычар и турок.