Сталь-6


Сталь-6 — советский экспериментальный скоростной самолёт, разработанный в начале 1930-х годов итальянцем Роберто Бартини. Имел необычную одноколёсную стойку шасси, которая убиралась в полёте. В управлении ВВС СССР имел шифр «ЭИ»[1].

В апреле 1930 года инженер Роберт Людвигович Бартини, который сбежал из Италии, как антифашист предложил руководству Центрального конструкторского бюро авиационной промышленности (ЦКБ), создать скоростной самолёт, который не имел никаких надстроек на наружней оболочке и с 1-й «велосипедной стойкой» шасси. Для снижения лобового сопротивления конструктор отказался от традиционного радиатора и применил испарительное охлаждения мотора. Фонарь кабины пилота почти не выступал за обводы фюзеляжа, что тоже способствовало увеличению скорости полета.[2] Авиапроект был проанализирован и принят. Но о реализации было говорить ещё рано. Трудности заключались в том, что автор проекта до этого работал в итальянской авиационной компании, а значит допускать его к секретным новейшим достижениям авиапрома Советского Союза не стоило. Выручили итальянца начальник ВВС Пётр Ионович Баранов вместе с начальником вооружений РККА Михаилом Николаевичем Тухачевским. Они дали ему работу у заместителя начальника Главного управления ГВФ Якова Яновича Анвельта в НИИ (завод № 240) главным конструктором, где в 1932 году начались проектные работы по совершенно новому по технологиям истребителя.

До этого Бартини был военным лётчиком на Ходынском научно-опытном аэродроме, но всё равно продолжает летать, хоть и реже[1].

При проектировании самолета Р.Л. Бартини закладывал в конструкцию совершенно новые для того времени идеи и решения. Сталь-6, хотя и не имел вооружения, считался экспериментальным истребителем. На нем проходили проверку многие элементы новизны, снижающие аэродинамическое сопротивление и повышающие культурный уровень заводской технологии.[2]

Задавшись целью достижение наибольшей скорости, на самолете впервые в СССР было применено одноколесное убирающееся велосипедное шасси. Складывались и подкрыльевые опоры, не дававшие самолету на земле ложиться на крыло. Процесс выпуска и уборки происходил вручную, для этого в кабине имелся специальный штурвал. Гидравлических и электрических схем уборки колес в те годы еще не существовало.[2]

Для снижения лобового сопротивления отказались от традиционного радиатора и было применено испарительное охлаждение мотора. Охлаждающая жидкость, омывая цилиндры двигателя, испаряясь и проходя через канал, образованный двойной обшивкой носка крыла, возвращалась обратно в виде конденсата. Фонарь кабины пилота почти не выступал за обводы фюзеляжа, что тоже способствовало увеличению скорости полета.[2]