Военно-воздушные силы СССР


Военно-воздушные силы России
Воздушные силы Украины
Воздушные силы Белоруссии
Силы воздушной обороны Казахстана
Военно-воздушные силы Армении
Военно-воздушные силы Азербайджана
Военно-воздушные силы Грузии
Военно-воздушные силы Латвии[источник не указан 28 дней]
Военно-воздушные силы Литвы[источник не указан 28 дней]
Военно-воздушные силы Эстонии[источник не указан 28 дней]

Вое́нно-возду́шные си́лы СССР (ВВС СССР)  — один из видов Вооружённых сил Союза ССР.

В основные задачи ВВС входило прикрытие с воздуха Сухопутных войск (СВ) и Военно-морского флота (ВМФ), непосредственное уничтожение объектов и войск (сил) противника, участие в специальных операциях, воздушные переброски, а также решающая роль в завоевании господства в воздухе. Основой структуры Военно-воздушных сил являлись дальняя (ДА), военно-транспортная (ВТА) и фронтовая авиация[1]. Некоторые части ВВС СССР входили в стратегические ядерные силы страны, что предусматривало использование ядерных средств поражения.

По численности личного состава и количеству летательных аппаратов на момент своего раздела являлись самыми крупными Военно-воздушными силами в мире. К 1990 году в их составе находилось 6 079 самолётов разных типов[2]. В декабре 1991 года, в результате распада СССР, ВВС СССР были разделены между Россией и 11 независимыми республиками (Латвия, Литва и Эстония отказались участвовать в разделе Вооружённых Сил Союза ССР по политическим мотивам).

Военно-воздушные силы первого советского государства создавались вместе с Красной Армией. Руководство их строительством осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам под руководством Л. Д. Троцкого[3]. В его составе 2 января 1918 года была учреждена Всероссийская коллегия по управлению Воздушным флотом Республики, председателем которой был назначен К. В. Акашев[3]. Переход к строительству регулярного Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного Флота был начат в соответствии с приказом № 84 Наркомата по военным и морским делам от 25 января 1918 года, которым предписывалось «сохранить полностью для трудового народа все авиационные части и школы». 24 мая 1918 года Всероссийская коллегия была упразднена, и образовано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного Флота (Главвоздухофлот), которое возглавлял Совет в составе начальника Главвоздухофлота и двух комиссаров[4]. Для руководства боевой деятельностью авиационных частей на фронтах Гражданской войны в сентябре 1918 года при штабе Реввоенсовета Республики было создано Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии (Авиадарм). В конце 1921 года в связи с ликвидацией фронтов Авиадарм был упразднён. Единым органом руководства авиацией стало Главное управление Воздушного Флота.


В наследство от Российской империи молодому советскому воздушному флоту достался один дивизион С-22 «Илья Муромец»
Пилот самолёта Р-1 19-го авиационного отряда «Дальневосточный Ультиматум», 1929 год.
Знак — эмблема на петлицы родов войск и служб ВС СССР: Военно-Воздушные Силы, введена приказом НКО СССР № 33, от 10 марта 1936 года (исправлениями и дополнениями, введёнными приказами НКО СССР № 165, от 31 августа 1936 года, № 93 от 30 марта, № 121 от 12 апреля 1942 года, № 25 от 15 января и № 310 от 12 ноября 1943 года.
И-16 с опознавательными знаками Испанской республики. Советские пилоты на таких машинах показали хорошие результаты в боях с немецкими бипланами до появления Ме-109.
После переброски на Дальний Восток лётчиков, имевших боевой опыт в небе Испании, и модернизированных И-16, удалось захватить господство в воздухе Халхин-Гола
Советский аэродром после немецкого авианалёта во время операции «Барбаросса». Несколько сгоревших учебных И-16 УТИ-4 и немецкий Henschel Hs 126.
Штурмовики Ил-2 атакуют колонну противника, Воронежский фронт, 1 июля 1943 года
Основными задачами советских бомбардировщиков Ту-16 в годы «холодной войны» было слежение за авианосными ударными группами США. На фото — Ту-16 в сопровождении истребителя F-4 «Фантом» ВМС США, Тихий океан, 1963 год
МиГ-9 — один из первых серийных советских реактивных истребителей
Бомбардировщики Ил-28 стали основными носителями тактического ядерного оружия в 1950-х годах
МиГ-15 стали основой истребительной авиации ВВС в 1950-х годах
Истребители МиГ-15 атакуют бомбардировщик B-29, 1951 год
Первым советским серийным сверхзвуковым истребителем стал МиГ-19
Су-9 стал одним из первых отечественных самолётов с треугольным крылом и первым в мире истребителем-перехватчиком, созданным как составная часть единого комплекса перехвата ПВО[47]
Сверхскоростной истребитель-перехватчик МиГ-25 способен развивать максимальную скорость 3000 км/час и подниматься на высоту до 38 км
Истребитель МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла стал советским ответом на появление подобных машин на Западе
Единственной страной, помимо СССР, на территории которой базировались истребители Су-27, была Польша
Успешное боевое применение штурмовика Су-25 в Афганистане привело к тому, что он стал одним из самых массовых машин фронтовой авиации
Основным транспортным вертолётом армейской авиации СССР стал Ми-8Т
Основным предназначением истребителя МиГ-29 было завоевание господства в воздухе
Разведчик Ту-95РЦ авиации ВМФ в сопровождении палубного истребителя F-14A
Одним из самых грузоподъёмных самолётов военно-транспортной авиации был Ан-22 «Антей»
При разделе советских ВВС Украине достались несколько десятков бомбардировщиков Ту-22М
Ту-160 является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом, самым мощным и самым тяжёлым боевым самолётом в мире, обладает крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой и боевой нагрузкой
Наиболее совершенной моделью сверхзвукового ракетоносца стал Ту-22М3, поднявшийся в воздух в 1977 году
На подкрыльевые пилоны Су-27 можно было подвешивать до шести ракет класса «воздух-воздух» Р-27 или до 6 высокоманёвренных ракет ближнего боя Р-73
Основным предназначением перехватчиков ПВО МиГ-31 считался перехват и уничтожение воздушных целей на предельно малых, средних и больших высотах