Илья Муромец (самолёт)


Илья́ Му́ромец (С-22 «Илья Муромец») — общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в Российской империи на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914—1919 годов. На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. Является первым в истории серийным многомоторным бомбардировщиком[1].

26 мая 1913 года около 9 часов утра на лугу возле Корпусного аэродрома Санкт-Петербурга толпа зрителей ожидала первого экспериментального полёта большого четырёхмоторного самолёта, известного под именем «Русский витязь». Специалисты аэронавтики не верили, что четырёхмоторный самолёт, известный также как «Гранд» и весящий более 4 тонн, действительно может подняться в воздух. Первый полёт выполнил конструктор машины, студент Санкт-Петербургского политехнического института Игорь Иванович Сикорский. Его идею о строительстве большого четырёхмоторного самолёта поддержал Михаил Владимирович Шидловский, председатель Русско-Балтийской вагонной компании, имевшей авиационный филиал в Петербурге, строивший до того времени небольшие одномоторные самолёты. «Гранд» выполнил все полётные задания, а Шидловский был настолько уверен в его безопасности, что совершил полёт на этой машине со всей своей семьёй. То же доверие он проявлял к наследнику «Гранда» — большему по размеру «Илье Муромцу»[2].

Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского. Технический персонал отдела составляли такие конструкторы, как К. К. Эргант, М. Ф. Климиксеев, А. А. Серебренников, В. С. Панасюк, князь А. С. Кудашев, Г. П. Адлер, Н. Н. Поликарпов и др. «Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя», в ходе которого она оказалась практически полностью переработана. Без существенных изменений была оставлена лишь общая схема самолёта и коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж же был принципиально новым. В результате с теми же четырьмя немецкими моторами «Аргус[англ.]» в 100 л. с. новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта.

«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла. Начало Первой мировой и Гражданской войны в России приостановили дальнейшее развитие отечественной гражданской авиации.