Станкевич, Николай Владимирович


Никола́й Влади́мирович Станке́вич (27 сентября [9 октября1813, Острогожск, Воронежская губерния — 25 июня [7 июля1840, Нови-Лигуре, Сардинское королевство) — русский писатель, поэт, публицист, мыслитель.

Организатор и глава круга единомышленников, известного в истории общественной мысли России как «Кружок Станкевича». В Кружок входили Михаил Бакунин, Виссарион Белинский, Василий Боткин, Константин Аксаков.

Сын состоятельных дворян. Отец — Владимир Иванович Станкевич (1786—1851), предводитель дворянства Острогожского уезда в 1837—1841 годах[1]. Мать — дочь острогожского врача Екатерина Иосифовна Крамер (1794—1841)[2]. Николай Станкевич вырос в большой и дружной семье, в 1825 году окончил Острогожское уездное училище и пять лет провёл в частном пансионе в Воронеже[3]. Его младший брат Александр тоже стал писателем. В 16 лет опубликовал свои стихи, которые носили патриотический характер.

В 1830 году Станкевич поступил в Московский университет на словесное отделение, где развился его интерес к русской истории, сформировались убеждения. Жил он в этот период у профессора Павлова, который привил ему интерес к философии Шеллинга. Станкевич был знаком с Алексеем Кольцовым. По просьбе Станкевича, тот передал ему свои стихотворения. Одно из них Станкевич поместил в 1831 г. в «Литературной газете».

Уже в 1831 году он собрал вокруг себя группу единомышленников, с которыми пылко обсуждал вопросы «о Боге, о правде, о поэзии». В первый состав кружка входили Николай Станкевич, Януарий Неверов, Иван Клюшников, Василий Красов, Сергей Строев, Яков Почека, Иван Оболенский. В 1833 году Неверов покинул кружок, но тот вскоре пополнился новыми участниками: Виссарионом Белинским, Константином Аксаковым, Александром Ефремовым, Александром Келлером, Алексеем Топорниным, Осипом Бодянским, Павлом Петровым. Временем расцвета кружка был период с 1833 по 1837 год, до отъезда Станкевича. Кружок продолжал существование вплоть до 1839 года, но влияние его уменьшилось. В кружке рассматривались проблемы философии, истории; защищалась идея свободы человеческой личности. Не обходили своим вниманием и искусство.

В этом кружке не было места тем иерархическим отношениям, которые царили в «уставную» николаевскую эпоху. Тогда же у Станкевича возникает идея написать собственный учебник по всемирной истории.