Старики-разбойники


«Старики́-разбо́йники» — советский художественный фильм-трагикомедия, поставленный на «Мосфильме» в 1971 году режиссёром Эльдаром Рязановым.

Следователя Николая Сергеевича Мячикова хотят отправить на пенсию по возрасту. Начальник Мячикова — прокурор Фёдор Федяев — мотивирует это тем, что за последние два месяца тот не раскрыл ни одного преступления, хотя на самом деле причина в другом: «сверху» поступило указание освободить место следователя для блатного человека Юрия Проскудина. Николай Сергеевич отказывается идти на пенсию, чувствуя в себе ещё достаточно сил для хорошей работы. Тогда Федяев заявляет, что «готов вернуться к этому разговору», если в течение ближайшего месяца Мячиков сможет как-то проявить себя.

В это же время выходит на пенсию и друг Мячикова — инженер Валентин Петрович Воробьёв. Но на прощальном собрании, тронутый речами коллег и несмотря на возрастные неприятности с сердцем, Валентин Петрович вдруг принимает решение остаться на работе и энергично его отстаивает, чем немало озадачивает и смущает руководство.

Хорошо понимая нежелание друга выходить на пенсию, Воробьёв предлагает организовать «преступление века», и после того, как Мячиков раскроет его, Федяеву ничего не останется, как оставить его на работе. Для начала, реализуя замысел Воробьёва, старики-разбойники похищают из музея картину Рембрандта «Портрет молодого холостяка» прямо на глазах у публики, унося его «на реставрацию». Тем не менее план полностью проваливается — в музее никто не хватился бесценной картины. Картину приходится вернуть на место, и этому тоже никто не удивляется.

Следующая идея Воробьёва — ограбить свою соседку, хорошую знакомую Мячикова, инкассатора Анну Павловну Суздалеву. Сговорившись с будущей потерпевшей, Воробьёв собирается на дело, но внезапно ему становится плохо, и грабить идёт сам Мячиков. Успешно захватив сумку с деньгами и уйдя от преследования, Мячиков прячется в подворотне и встречается там с настоящим грабителем. Наутро Мячиков оказывается в очень затруднительном положении: деньги пропали, преступника не найти, а дело раскрывать надо[1].