Статуя Свободы


Ста́туя Свобо́ды[1] (англ. Statue of Liberty, полное название — «Свобо́да, озаря́ющая мир», англ. Liberty Enlightening the World) — колоссальная скульптура, расположенная в США на острове Свободы, находящемся в Верхней Нью-Йоркской бухте, примерно в трёх километрах к юго-западу от южной окраины острова Манхэттен.

Изготовлена во Франции под руководством Огюста Бартольди, которого вдохновила идея Эдуара Рене Лефевра де Лабулэ, воодушевлённого победой антирабовладельческих сил в гражданской войне в США. Изготовление статуи, её транспортировка и установка длилась порядка десяти лет. За это время рука статуи, держащая факел, побывала на Всемирной выставке (1876), проводившейся в Филадельфии. После окончания работ в 1884 году её разобрали, элементы сложили в ящики и в июне 1885 года доставили в США, где полным ходом шли работы по возведению пьедестала. Возведение пьедестала началось в 1885 году под руководством архитектора Ричарда Морриса Ханта. Статуя Свободы была торжественно открыта 28 октября 1886 года президентом США Гровером Кливлендом. Находилась в ведении Совета маяков[en] вплоть до 1901 года, а затем Военного министерства; с 1933 года — в ведении Службы национальных парков США как часть национального памятника «Статуя Свободы». С 1984 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Идея создания монумента принадлежит Эдуару Рене Лефевру де Лабулэ, видному французскому мыслителю, писателю и политическому деятелю, президенту французского антирабовладельческого общества. По словам скульптора Фредерика Огюста Бартольди, де Лабулэ высказал её в беседе с ним в середине 1865 года, будучи вдохновлённым победой антирабовладельческих сил в гражданской войне в США[2][3]. В 1863 году, в то время, когда исход противостояния ещё не был предрешён, в послании, опубликованном в ежемесячном издании Revue nationale[fr], Эдуар Рене призвал граждан к поддержке Союза[4].

Озвученная де Лабулэ мысль по созданию статуи «усилиями скульпторов обеих наций» привлекла внимание Бартольди, однако с оглядкой на политическую конъюнктуру Франции ему было сложно рассчитывать на её воплощение[5]. В период правления Наполеона III такие идеи приравнивались к государственной измене. Кроме того, мало кто из французов решился бы публично поддержать проект, опасаясь того, что это может быть расценено как вызов правлению императора. Несмотря на сложившееся положение, Бартольди не стал отказываться от идеи по возведению статуи. Время от времени он экспериментировал с маленькими глиняными моделями[6].

В конце 1860-х годов Бартольди сумел заинтересовать сооружением огромной статуи, имевшей черты Колосса Родосского, правителя Египта Исмаила-пашу[7]. Статую, названную «Египет, несущий свет в Азию», планировалось установить при входе в Суэцкий канал со стороны Порт-Саида, но в конечном итоге правительство страны пришло к выводу, что перевозка конструкции из Франции и работы по её установке лягут тяжёлым бременем на экономику Египта[8].