Стематография


Стематография, или Эскиз, описание и возрождение иллирийских гербов (лат. Stemmatografia sive Armorum Illiricorum delineatio, descriptio et restitutio) — книга о геральдике, написанная и проиллюстрированная Павао Риттером Витезовичем и впервые опубликованная в 1701 году.

Первое издание было опубликовано в 1701 году, скорее всего, в Вене, но место печати точно неизвестно. Второе издание было опубликовано Витезовичем в Загребе в 1702 году. В предисловии ко второму изданию он отмечает, что «первое издание было напечатано и опубликовано во многих номерах, было продано, и к нему проявили большой интерес, что привело к публикации второго издания работы»[1]. Эта книга считается одной из самых известных работ Витезовича[2].

Оригинальный труд содержит в общей сложности 56 гербов из различных земель, нарисованных Витезовичем[2], которые расположены в алфавитном порядке. Каждая страница книги содержит гравировку герба, название и два двустишия на латыни, описывающих герб. Описываются территории от Московского государства, до Польши, Австрии, Иллирии, Албании и Турции. Книга содержит исторические, вымышленные и современные гербы, включая гербы бывших римских провинций[3]. При создании своей работы Витезович использовал различные источники, такие как печати, монеты и каменные памятники. В конце «Стематографии» он приводит краткое описание каждого герба[4].

Сам Витезович заявлял, что намерен раскрыть каждый отдельный герб каждого королевства, провинции, знатного города и крепости Иллирии, а также их обычаи, характер и отношения кланов. Он намеревался издать отдельную книгу с подробным описанием всех дворянских родов, включая тех, кто происходит от них в других европейских землях[1].

Спустя сорок лет после выхода её оригинального издания, книга была переведена монахом Христофором Жефаровичем[англ.]*[5] на славяносербский язык[6] по приказу сербского патриарха Арсения IV Йовановича. Медные гравюры гербов были выполнены молодым венским художником Томасом Мессмером. По словам Иво Банака, это издание оказало сильное влияние на развитие геральдики в Болгарии, Сербии и Румынии[4]. Эта книга также считается первой «сербской книгой», опубликованной в XVIII веке[6].