Стена солнца и стена луны


«Стена солнца» и «Стена луны» — пара фресок, созданных из керамики и разработанных каталонским художником Жоаном Миро для здания ЮНЕСКО в Париже. Они были выполнены керамистом Жозеп Льоренсом-и-Артигасом в 1955 году[1]. Первоначально стены с ними были установлены на площади Фонтенуа в Париже, но впоследствии были заключены в здание, которое было построено для того, чтобы защитить их от повреждений, вызванных дождями[2].

Жоан Миро и Жозеп Льоренс-и-Артигас познакомились в 1910 году в школе искусств художника Франческа Гали (1880—1965) в Барселоне. С 1940-х годов они организовали художественный дуэт, который породил объекты и большие керамические фрески, в том числе на здании ЮНЕСКО в Париже и керамическую стену в аэропорту Барселона — Эль-Прат[3].

В 1955 году с Жоаном Миро связались члены руководства ЮНЕСКО с предложением принять участие в группе художников, которые должны были украсить будущую штаб-квартиру этого учреждения ООН, расположенную в Париже[4]. После согласования они предоставили наружные стены здания, две перпендикулярные стены высотой три метра и длиной семь метров и пятнадцать, соответственно. Миро предложил сделать керамическую фреску в сотрудничестве с Жозеп Льоренсом-и-Артигасом.

В 1956 году Жоан Миро начал работать над муралом в своей студии в Пальме (Мальорка). На следующий год он отправился в пещеры Альтамира вместе с Льоренсом-и-Артигасом, за вдохновением для продолжения создания своей фрески[5][6]. Посмотрев на «первую фреску в мире»[7], они также посетили Коллегию и монастырь Санта-Хулиану (исп. Colegiata y Claustro de Santa Juliana) и Музей искусств Каталонии, нынешний MNAC, где изучали его романскую коллекцию[4].

Однажды вдохновлённый Миро приехал в Гальифу, в мастерскую Льоренса-и-Артигаса, чтобы приступить к подготовке росписи керамики. Для создания «Стены солнца» и «Стены луны» потребовалось 35 партий керамики, 25 тонн древесины, 4 тонны песчаника и 200 килограммов эмали[4]. Как только работа была закончена, она по частям была транспортирована в Париж. Хотя Миро ранее писал в больших форматах, он никогда не работал с керамикой. Кроме керамиста Жозепа Льоренса-и-Артигаса Миро не удалось найти технической возможности для изготовления керамики таким способом, который бы позволил получить фоновые текстуры, похожие на картины того времени[8]. Было решено, что композиция мурала будет посвящена темам «Солнца» и «Луны»[9].

Две мозаичные фрески были собраны на месте командой техников под непосредственным руководством Миро и Льоренса-и-Артигаса[10]. Они были открыты в 1958 году, как и всё здание, и получили восторженные отзывы. Один из муралов, «Стена солнца», была удостоена приза Биеннале Фонда Гуггенхайма[4][10][11][12]. Жоан Миро позднее вновь сотрудничал с ЮНЕСКО, работая над медалью ЮНЕСКО для Пабло Пикассо.