Стивенс, Томас


Томас Стивенс (англ. Thomas Stevens; 24 декабря 1854, Беркхамстед[en] — 24 января 1935, Лондон)[1][2] — человек, совершивший первое кругосветное путешествие на велосипеде, проехав 13 500 миль и пробыв в пути более двух лет (с апреля 1884 по декабрь 1886 года)[3]. Позже он отправился в Африку на поиски Генри Мортона Стэнли.

Родился на Касл-стритт в Беркхамстеде[en] в семье разнорабочего Вильяма Стивенса и его супруги Энн[2]. У Томаса были две сестры — старшая Бриджит и младшая Джейн. Он окончил Bourne Charity School и поступил в ученики к бакалейщику. Вильям Стивенс эмигрировал в Миссури в 1868 году, но вскоре вернулся из-за болезни жены, чтобы позже всей семьёй перебраться в США[2][4]. Они поселились в Денвере, затем переехали в Сан-Франциско, где Том научился кататься на велосипеде.

Двухлетняя работа на железнодорожном заводе в Вайоминге закончилась, когда стало известно о его махинациях: он помогал переезжать британским рабочим в обмен на часть их зарплаты. Позже Томас устроился на работу в шахту в Колорадо, где ему пришла идея о путешествии на велосипеде по стране[4].

22 апреля 1884 года Томас Стивенс выехал на своём чёрном пенни-фартинге из Сан-Франциско и прибыл через 103 дня в Бостон. В дорогу он взял лишь носки, пару рубашек, плащ-палатку, карманный револьвер (возможно, «бульдог»). Путь пролегал через Сакраменто, горы Сьерра-Невада, Юту, Вайоминг. Везде его радушно встречали члены местных велосипедных клубов. Первое трансатлантическое путешествие завершилось 4 августа 1884 года, продлившись всего 23,5 дня без учёта вынужденных остановок из-за плохой погоды и прочих неурядиц[1].

Стивенс перезимовал в Нью-Йорке, передал свои путевые заметки в журнал «Outing» и в качестве специального корреспондента отправился на пароходе «City of Chicago» в Ливерпуль, куда прибыл спустя 10 дней, 9 апреля 1885 года. Оставив велосипед в подземном хранилище, Стивенс поездом добрался до Лондона, чтобы договориться об условиях своего путешествия в Европе и Азии. Работник китайского посольства предупредил его не прокладывать путь через Верхнюю Мьянму и Китай[3].

30 апреля 1885 года Стивенс вернулся в Ливерпуль и 4 мая официально начал свой новый путь от церкви Edge Hill, откуда его провожали сотни зевак. Спустя несколько минут начался дождь. Через Великобританию он ехал в белом военном шлеме[3], посетив город своего рождения Беркхамстед. Он отмечал, что английские дороги лучше американских. До Франции он добрался на пароходе, высадившись в Дьепе. Далее его путь пересекал Германию, Австро-Венгрию (здесь его недолго сопровождал местный велосипедист), Сербию, Болгарию, Восточную Румелию, Османскую Империю. В Константинополе Стивенс решил передохнуть, заменить спицы, шины, иные детали велосипеда, а также приобрёл пистолет получше (Smith & Wesson 38 калибра), переждал волну беспорядков и вновь двинулся в путь через Анатолию, Армению, Курдистан, Ирак и Персию. Как гость шаха он остался зимовать в Тегеране.