Стоппард, Том


Сэр Том Сто́ппард (англ. Tom Stoppard, при рождении — чеш. Tomáš Straussler; род. 3 июля 1937, Злин, Первая Чехословацкая республика) — британский драматург, режиссёр, киносценарист и критик.

Том Стоппард — при рождении Томаш Штраусслер — родился в чешском городе Злине в интеллигентной еврейской семье[⇨], в которой уже был один сын.

В начале немецкого вторжения в Чехословакию семья Штраусслер бежала в Сингапур. В 1941 году в связи с угрозой неминуемого японского вторжения мать вместе с двумя сыновьями была вынуждена бежать дальше, в Индию; а отец, врач обувной фирмы «Baťa», вместе с другими её работниками-мужчинами был оставлен в Сингапуре, интернирован японскими войсками после захвата ими города и погиб в море при бомбардировке японского судна.

В 1946 году мать Томаша второй раз вышла замуж, за майора британской армии Кеннета Стоппарда — и уехала вместе с ним в Англию. Отчим, дав мальчикам свою фамилию, сделал всё, чтобы они выросли настоящими британцами[3]. Том учился в частных школах-интернатах в Ноттингемшире и Йоркшире. В 1954 году — в возрасте 17 лет — его выгнали из школы и он занялся журналистикой, сотрудничая в бристольских газетах. Приехав в 1960 году в Лондон, он начинает писать для радио и телевидения под псевдонимом Уильям Бут (англ. William Boot), работает театральным критиком[4].

В 1967 году его первая полнометражная работа «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» была поставлена в Национальном театре. За этим последовали другие, в том числе отмеченные наградами работы[⇨].

В 1970-х годах начинается международная политическая активность Стоппарда. В феврале 1977 года он впервые побывал в Москве — вместе с сотрудниками Amnesty International. Об этой поездке он написал так: «В Москве мне было страшно. Тут было серо, холодно, за мной следили, фотографировали на улицах, в Питере было чуть лучше»[5]. В июне Стоппард встретился с Владимиром Буковским в Лондоне и поехал в Чехословакию. Там он познакомился с оппозиционным драматургом Вацлавом Гавелом, которому посвятил свою следующую пьесу «Профессиональный трюк», в предисловии к которой писал, что поводом к созданию её стало появление «Хартии 77». Стоппард также перевёл некоторые работы Гавела на английский; работал в журнале Index on Censorship, защищающем свободу слова, и в комиссии против злоупотребления психиатрией. В 1983 году в Стокгольме была основана премия Тома Стоппарда для неофициальных чешских авторов.