Стораро, Витторио


Витто́рио Стора́ро (итал. Vittorio Storaro; род. 24 июня 1940, Рим) — итало-американский кинооператор. Обладатель трёх премий «Оскар».

С 11 лет обучался фотографии. В 18-летнем возрасте поступил в итальянскую киношколу Centro Sperimentale di Cinematografia. С 1962 года работал ассистентом оператора, в 1969 снял свой первый фильм в качестве оператора-постановщика — Giovinezza, Giovinezza.

Витторио Стораро работал со многими известными кинорежиссёрами. В течение двадцати лет он сотрудничал с Бернардо Бертолуччи и снял для этого режиссёра 8 фильмов, включая такие, как «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972), «Двадцатый век» (1976) и «Последний император» (1987).

В США Стораро наиболее известен по фильмам Фрэнсиса Ф. Копполы и Уоррена Битти. За свой второй американский фильм — «Апокалипсис сегодня» Копполы (1979) — Стораро получил «Оскар», а через два года снова удостоился этой престижной награды за работу в картине Битти «Красные» (1981). В третий раз Стораро получил «Оскар» за фильм «Последний император», а в 1991 году номинировался, но не получил приз за работу в «Дике Трэйси».

В 1983 году с помощью экспериментальной системы телевидения высокой чёткости фирмы Sony отснял фильм «Арлекин» и стал энтузиастом новой перспективной технологии кинопроизводства[2]. В 1990-е также сотрудничал с Карлосом Саурой. За «Танго», один из четырёх фильмов этого режиссёра, снятых Стораро, он был удостоен технического гран-при Каннского кинофестиваля.

Стораро был оператором четырёх фильмов Вуди Аллена – «Светская жизнь», «Колесо чудес», «Дождливый день в Нью-Йорке» и «Фестиваль Рифкина». Последний вышел в российский прокат 31 декабря 2020 года[3].