Стоун, Маршалл


Ма́ршалл Ха́рви Сто́ун (англ. Marshall Harvey Stone), 1903—1989) — американский математик, ученик Дж. Биркгофа. Член Национальной академии наук США (1938) и Американского философского общества (1943). Президент Международной комиссии по преподаванию наук (с 1961 года), президент Международного математического союза в период 1952—1954 годов, президент Американского математического общества с 1943 по 1944 годы. В 1982 году награждён Национальной научной медалью США[8].

Основные труды — в области математического анализа, функционального анализа, булевых алгебр, математической физики (особенно в квантовой механике).

Родился в Нью-Йорке в семье Председателя Верховного суда США Харлана Ф. Стоуна (1872—1946). Окончил Гарвардский университет (1922), год преподавал в нём, затем перешёл в Колумбийский университет (1925—1927). Диссертацию (по дифференциальным уравнениям) защитил в Гарварде под руководством Джорджа Биркгофа в 1926 году. В 1927—1931 годах снова преподавал в Гарвардском университете, в 1931—1933 годах он профессор Йельского университета, в 1933—1946 годах — опять Гарвардского (с 1937 года — полный профессор).

В годы войны выполнял задания военного министерства. В 1946—1968 годах преподавал на математическом факультете Чикагского университета (до 1952 года руководил им). Для повышения качества преподавания Стоун пригласил на факультет выдающихся математиков — Пола Халмоша, Андре Вейля, Саундерса Маклейна, Чэнь Синшэня.

Исследования в области функционального анализа (спектральная теория операторов), топологии, булевых алгебр. Исследовал линейные преобразования в гильбертовом пространстве и их применение к анализу. Среди его важнейших результатов — теорема представления унитарных групп с одним параметром, теорема представления для булевых алгебр и теорема приближения (теорема Стоуна — Вейерштрасса). Построил абстрактную теорию булевых колец[9].

Один из авторов знаменитой теоремы Стоуна—фон Неймана о единственности канонического коммутационного соотношения между координатами и импульсом (1930). Принимал участие в реформе преподавания высшей математики в США.