Стоюнин, Владимир Яковлевич


Владимир Яковлевич Стоюнин (16 (28) декабря 1826 — 4 (16) ноября 1888) — российский педагог и публицист.

Родился 16 (28) декабря 1826 года в Петербурге. Закончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1846) и Петербургский университет. Работал учителем русского языка и словесности в родной гимназии в 1853—1871 годах; принимал участие в работе петербургских педагогических собраний, Комитета грамотности, руководил воскресной школой, преподавал в 1-м Мариинском училище, затем в Мариинском институте. Организовал комиссию по упрощению орфографии русского языка.

Жена Стоюнина, Мария Николаевна, открыла в Санкт-Петербурге частную женскую гимназию, в которой он по возвращении в столицу был инспектором и преподавателем русского языка, словесности и истории.

Выступал против школы, «дрессирующей» детей для экзаменов, против формализма, схоластики и рутины в обучении и воспитании, против палочной дисциплины. Стремился к созданию бессословной национальной школы. Ратовал за широкое общее образование и воспитание молодого поколения в духе передовых гражданских идеалов. Считал необходимым женское образование и многое сделал для разработки теории и практики женского образования.

В. Я. Стоюнин критикуя российскую среднюю школу того времени за её космополитичность, несамостоятельность, плохое преподавание отечественной истории, родного языка и литературы, он полагал, что уже в народной школе, обучая детей родной речи, следует учитывать историю и психологию народа, целостную и неповторимую национальную религиозную культуру[1]. Выступал против механического перенесения школьного опыта и достижений педагогической науки западных стран в школу и педагогику России. Большую роль отводил народным учителям, много делал для вовлечения учителей в работу педагогических съездов, открытия при школах библиотек с необходимой художественной и педагогической литературой. В. Я. Стоюнин последовательно отстаивал идеи самобытности русской педагогической школы, полагая, что и подготовка учителя должна осуществляться в соответствии с национальными, культурными, историческими традициями[1].

Отмечал важность взаимосвязи умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Разработал проект семиклассной реальной гимназии, которая более всего соответствовала бы потребностям общества и развивающегося капитализма. Установил дидактическую связь между приобретением знаний и развитием человека: знания способствуют развитию человека, и чем больше их объём, тем больше они требуют духовной пищи и дополнительных знаний[2].