Стрепетова, Полина Антипьевна


Поли́на (Пелаге́я) Анти́пьевна Стре́петова (4 [16] октября 1850, Нижний Новгород — 17 октября 1903, Санкт-Петербург) — российская театральная актриса.

Родители Стрепетовой и точная дата рождения Полины неизвестны: 4 октября 1850 года новорождённый ребёнок был оставлен на крыльце дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Григорьевича Стрепетова, ставшего её приёмным отцом. Подвергшуюся длительному переохлаждению девочку едва удалось спасти, но простуда всю жизнь напоминала о себе — она была «болезненная, бедная физическими силами, неправильно сложенная»[1].

Детство провела в Нижнем Новгороде. Приёмная мать, Елизавета Ивановна, была актрисой, обладательницей сопрано. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д. Д. Шепелева (отец Елизаветы Ивановны, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения), а сама она пела в опере. Полина уже в детстве решила, что станет актрисой.

Впечатление на эмоциональную девочку произвело выступление гастролирующей в Н. Новгороде московской знаменитости Л. П. Никулиной-Косицкой. Она стала своего рода эталоном для юной Стрепетовой, которая повзрослев, стала продолжательницей, созданной Никулиной традиции сочувственного, поэтичного изображения русской женщины, мечтающей и любящей, страдающей, а также отстаивающей свою любовь[2].

Стрепетова впервые вышла на театральную сцену в 1865 году в Рыбинске. Она не получила театрального образования, но многое восприняла от товарищей по сцене: ученицы М. С. Щепкина — А. И. Шуберт, своего мужа — видного актёра М. И. Писарева и других.

Среди ранних ролей Стрепетовой: Верочка («Ребёнок» Боборыкина), Софья («Перемелется — мука будет» Самарина, 1866). В первые годы пребывания на сцене Стрепетовой приходилось играть в драме, комедии, водевиле, оперетте («Фауст наизнанку», «Фру-Фру», «Прекрасная Елена» и др.).