Строится мост


«Строится мост» — художественный фильм о сооружении в Саратове автодорожного моста через Волгу, дебют в кино Олега Ефремова как режиссёра[1]. В съёмках фильма принимала участие половина труппы московского театра «Современник» (40 актёров) и жители Саратова. Фильм снят непосредственно на реальном строительстве моста по мотивам одноимённого очерка Наума Мельникова[2].

Фильм получился насквозь современниковский. Он проникнут внимательным отношением к людям, желанием непредвзято разобраться в них, не пройти мимо того хорошего, что есть в человеке.

В Саратове ведётся сооружение автодорожного моста через Волгу. На эту стройку приезжает московский корреспондент. Неожиданно для себя здесь он встречает людей, с которыми его крепко связала судьба в военные годы и которые были уверены, что его самого уже нет в живых. Корреспондент становится не только летописцем, но и участником будничных событий большой стройки. Ему приходится пережить и мелкие невзгоды, и пожар,уничтоживший пароход, на котором разместились строители.

Фильм — не эпизод для «Современника», не «отхожий промысел», не просто очередной выход на экран двух-трёх любимцев публики. Весь театр в полном творческом и административном составе прибыл в кино, отважился на необычное предприятие — сам поставил картину о людях, возводящих гигантский мост. Необычность, явная принципиальность такого похода вызывает обострённый интерес. В нём, в походе, должны были раскрыться и раскрылись многие возможности и «невозможности» сегодняшнего «Современника».

Несмотря на «производственное» название и антураж, фильм резко отличается от других советских фильмов на производственную тематику. Это почти документальное свидетельство, ярко, талантливо и достоверно отражающее быт и устремления советской молодёжи эпохи «оттепели». Это ставит фильм в один ряд с такими лентами, как «Застава Ильича» и «Я шагаю по Москве». Однако, в отличие от вышеназванных фильмов, «Строится мост» не вышел в большой прокат: неоднократное упоминание 1937 года, отрицательные образы «идейного» инструктора райкома и директора училища (типичной чиновницы, занятой показухой и с этой целью задерживающей зарплаты своим учащимся), пьянки на рабочем месте — всё это не могло понравиться партийным чиновникам.

Бешеный темп повествования, динамичная манера съёмки и песни 60-х убедительно передают атмосферу эпохи надежд на светлое будущее. Игра молодых актёров «Современника» полна задора и непринуждённости. Одна из наиболее проникновенных сцен фильма — журналист (О. Ефремов) и его бывшая возлюбленная (Л. Толмачёва) вспоминают об утраченном счастье.