Современник (театр)


Моско́вский теа́тр «Совреме́нник» — государственный драматический театр, находится в центре Москвы, на Чистопрудном бульваре в доме 19А. Основан в 1956 году группой молодых актёров — выпускников Школы-студии МХАТ. Лидером и первым художественным руководителем театра с 1956 по 1970 год был Олег Николаевич Ефремов. С 1972 по 2019 год главным режиссёром и художественным руководителем «Современника» была народная артистка СССР Галина Борисовна Волчек[2]. С 4 января 2020 года по 4 июля 2022 года художественным руководителем театра был заслуженный деятель искусств РФ, режиссёр Виктор Рыжаков[3][4]. С 8 июля 2022 года ответственность за творческую составляющую жизни театра взял на себя художественный совет. В него вошли: Алёна Бабенко, Сергей Гирин, Светлана Иванова, Людмила Крылова, Полина Рашкина, Иван Стебунов, Александр Хованский. Председателем совета был избран Владислав Ветров[5].

Основателями театра были молодые актёры — Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачёв[6], к которым присоединились другие выпускники и студенты Школы-студии Московского Художественного театра[7]. Актёры собирались на добровольных началах, каждый участник занимал определённую должность. Так, по общему согласию, руководителем стал Ефремов, а Табаков взял ответственность за организационную часть[8]. Изначально актёрская студия взяла название «Студия молодых актёров», которое отражало демократический дух группы[9].

Создание современного молодёжного театра стало своеобразным вызовом устаревшим и косным принципам МХАТ, чьи постановки по произведениям современных драматургов на тот момент мало привлекали публику. Период оттепели и развенчание культа личности Сталина в 1956 году предоставили творческую свободу Ефремову и его соратникам, которые стремились по-новому взглянуть на проблемы современности[10]. Так, Ефремов ценил этическую составляющую показываемых спектаклей, он старался оживить героев, приблизить их к зрителям. Постановки «Современника» были исполнены в жанре реализма с упором на психологизм[11]. Некоторые критики с пренебрежением прозвали подход Ефремова «шептальным реализмом»[12]. Студия также отказалась от большинства классических произведений ради постановок современных авторов, например, Виктора Розова и Константина Симонова[8].

Ефремов обращал особое внимание на совместную игру актёров, поддерживал их начинания и идеи. Все члены студии имели равные права, художественный руководитель скорее давал советы актёрам, чем управлял процессом постановки. Более того, Ефремов побуждал актёров пробовать себя в качестве режиссёров[13]. В конце каждого сезона труппа собиралась вместе, чтобы с помощью голосования распределить жалование и решить, кто из актёров получит прибавку за отличную игру, а с кем придётся расстаться по идейным соображениям[14].