Струнный квартет


Струнный квартет — ансамбль академической музыки, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Специально для него композиторами пишутся музыкальные произведения, называемые квартетами[1]. В широком смысле струнный квартет может состоять из любого другого сочетания смычковых и щипковых музыкальных инструментов.

Форма струнного квартета кристаллизовалась в творчестве Йозефа Гайдна на основе популярных во второй половине XVIII века жанров камерной музыки (дивертисмент, кассация, серенада), генетически восходивших к танцевальной сюите. Гайдн кодифицировал квартет как четырёхчастную пьесу (до этого камерные ансамбли могли состоять из произвольного количества частей) и установил композиционную последовательность, аналогичную структуре симфонии: быстрая часть — медленная часть — менуэт — быстрый финал.

Эпоха венской классики стала для квартета эпохой расцвета, и вслед за Гайдном огромный вклад в развитие жанра внесли Моцарт, Бетховен и Шуберт. Вторая половина XIX века ознаменовалась некоторым спадом интереса композиторов к квартетной форме (за некоторыми значимыми исключениями — в лице, прежде всего, Иоганнеса Брамса и Антонина Дворжака), однако на рубеже XX века этот интерес возродился — в частности, в творчестве авторов Второй венской школы. В русской музыке основы квартетной традиции были заложены А. П. Бородиным и П. И. Чайковским, продолжены С. И. Танеевым и А. К. Глазуновым, и в XX веке получили выдающееся развитие в квартетах Д. Д. Шостаковича.