Студийский монастырь


Студи́йский монасты́рь (греч. Μονή Στουδίου) — самый значительный монастырь средневекового Константинополя. Основан у берега Мраморного моря византийским патрикием (и бывшим консулом) Флавием Студием в 462 году. В 465 году в монастырь переселилась часть общины акимитов (неусыпающих). Во время смут и ересей студийские монахи были известны своей приверженностью православию, за что были изгнаны из Константинополя иконоборцем Константином V. Сопротивление иконоборчеству продолжили игумен Савва (деятельный участник Никейского собора 787 г.) и его преемник св. Феодор Студит. Тогда в монастыре был разработан устав, принятый впоследствии Афоном и другими православными обителями по всему миру и названный студийским. Влияние монастыря на жизнь церкви было таково, что три студийских монаха закончили жизнь патриархами, а императоры Михаил V, Михаил VII и Исаак I приняли схиму в этой обители. Есть мнение о том, что в лучшие годы число братии достигало семисот насельников. Студийский монастырь подвергся разрушению при разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 года и при взятии города турками в 1453 года. Конюший Баязида II превратил соборный храм Иоанна Предтечи (который восходит ещё к V веку) в мечеть Имрахор (то есть «мечеть конюшего»), но даже это не спасло его от разрушения пожарами 1782 и 1920 годы. Землетрясение 1894 года довершило разрушение студийских построек. В 1895—1914 годы территории монастыря действовал Русский археологический институт под руководством профессора Фёдора Успенского.

Студиты впервые доказали свою преданность православной вере во время раскола Акакия (484—519); они также оставались верными во время иконоборческих споров в восьмом и девятом веках. Они были изгнаны из монастыря и города императором Константином V (741—775); однако после его смерти некоторые из них вернулись. Игумен Савва Студит ревностно защищал православное учение от иконоборцев на Втором Никейском соборе (787). Его преемником стал Феодор Студит, которому монастырь обязан большей частью своей славы и который особенно способствовал академическому и духовному изучению. При правлении Феодора монахи также несколько раз подвергались преследованиям и изгонялись, некоторые из них были преданы смерти. Ученик Феодора, Навкратий, восстановил порядок после того, как иконоборческий спор подошёл к концу. Игумен Николай (848—845 и 855—858) осмелился перечить патриарху Фотию, за что подвергся заточению в собственной келье. Ему наследовали пять настоятелей, которые признали патриарха. В это время блестящий период Студийского монастыря подошёл к концу. В середине XI века, во времена правления игумена Симеона, монах по имени Никита Стифат, ученик Симеона Нового Богослова, подверг критике некоторые обычаи латинской церкви в двух книгах, которые он написал об употреблении опресноков, субботе и браке священников.