Стюард, Джулиан


Джулиа́н Хайнс Стю́ард (Стьюард) (англ. Julian Haynes Steward; 31 января 1902 — 6 февраля 1972) — американский антрополог, наиболее известен своей ролью в разработке теории культурных изменений  (англ.), культурной экологии  (англ.) и социальной эволюции (неоэволюционизма).

Стюард родился в Вашингтоне, где он жил на улице Монро и позже — на улице Макомб в Кливленд Парке. Отец занимал пост в Патентном ведомстве США. Родители развелись на почве религиозных расхождений, когда он был еще ребенком.

В возрасте 16 лет Стюард оставил несчастливое детство в Вашингтоне для учебы в школе-интернате в Оуэнс-Вэлли, Калифорния, на краю Большого бассейна. В новосозданной подготовительной школе Дип Спрингс (которая позже стала называться Дип Спрингс колледж), высоко в юго-восточной Сьерра-Неваде Стюард и увлекся антропологией.(Kerns 1999; Мерфи 1977)

Будучи студентом, Стюард проучился год в Беркли у Альфреда Кребера и Роберта Лоуи, после чего он был переведен в Корнеллский университет, который окончил в 1925 году со степенью бакалавра зоологии. Хотя в Корнелле, как и в большинстве университетов того времени, не было отделения антропологии, её президент Ливингстон Ферран ранее занимал пост профессора антропологии в Колумбийском университете. Фарран посоветовал Стюарду продолжать изучать антропологию в Беркли. (Kerns 2003:71-72). Диссертация Стюарда о «церемониальной клоунаде американских индейцев» была принята в 1929 году.

Стюард создал отдел антропологии в Мичиганском университете, где преподавал до 1930 года. Отдел позже получил известность в связи с назначением его руководителем Лесли Уайта, с чьей моделью «универсальной» культурной эволюции Стюард не был согласен. В 1930 году Стюард перешел в Университет штата Юта, который обратился к Стюарду из-за его близости к Сьерра-Неваде, и предстоящих археологических полевых исследований в Калифорнии, Неваде, Айдахо и Орегоне.

Научные интересы Стюарда сосредоточены на динамическом взаимодействии человека, окружающей среды, технологий, социальной структуре и организации труда — подход, который Кребер рассматривал как «эксцентричный», оригинальный и инновационный. (EthnoAdmin 2003 г.) В 1931 году Стюард, стесненный в средствах, начал полевые работы по индейцам шошонам Большого Бассейна под эгидой Кребера, а в 1935 году он получил назначение в Смитсоновский институт американской этнографии (BAE), который опубликовал некоторые из его наиболее влиятельных работ.