Субъективная теория ценности


Субъективная теория ценности — это теория ценности, которая продвигает идею о том, что ценность товара не определяется каким-либо неотъемлемым свойством товара или количеством труда, необходимого для производства товара, а вместо этого стоимость определяется важностью, которую придает действующее лицо на добре для достижения желаемых целей.[1]

Современная версия этой теории была создана независимо и почти одновременно Уильямом Стэнли Джевонсом, Леоном Вальрасом и Карлом Менгером в конце XIX века.[2]

То, что ценность блага субъективна — это то, что анализировалось на протяжении многих веков, ПлатонЕвтидеме) и Аристотель говорили об этом. Сенека, перефразируя Аристотеля, придумал знаменитую латинскую фразу «res tantum valet Quant vendit potest», которая означает, что что-то стоит столько, сколько вы можете получить, то есть ценность чего-либо — это то, что другой человек готов заплатить.

Николай Коперник, Джон Локк или Адам Смит говорили о парадоксе ценности, который пытается объяснить причину, по которой вода, несмотря на то, что она более полезна и необходима, чем алмазы, имеет более низкую цену на рынке. Однако только в XIX веке теория субъективных ценностей была сформулирована в виде теории экономистами Карлом Менгером, Уильямом Стэнли Джевонсом и Леоном Вальрасом в середине XIX века.[3]

Бём-Баверк отмечал, что необходимо отличать субъективную ценность от полезности, так как эти понятия, по его мнению, постоянно смешиваются. Под ценностью он понимал то значение, которое представляет материальное благо или комплекс материальных благ с точки зрения благополучия субъекта. Различие между ценностью и полезностью Бём-Баверк видел в их разном значении для жизни человека. Для этого он приводит пример человека со стаканом воды, сидящего у источника воды, и человека, находящегося в пустыне и испытывающего сильную жажду. Бём-Баверк отмечает, что в первом случае речь идет только о полезности, а во втором случае о ценности.

По мнению ученого, полезность представляет собой низшую форму отношения к человеческому благополучию, а ценность является высшей формой. Для появления ценности необходимо, чтобы с полезностью сочеталась редкость блага, причем редкость не абсолютная, а относительная. Следовательно, по Бём-Баверку, ценность приобретают только те блага, запас которых ограничен для людских потребностей.