Судьба резидента


«Судьба́ резиде́нта» — советский двухсерийный художественный фильм, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1970 году режиссёром Вениамином Дорманом. Второй фильм тетралогии о профессиональном разведчике Михаиле Тульеве. Первая часть фильма называется «С открытыми картами», вторая — «Западный шлейф».

После ареста Тульева советские контрразведчики начинают радиоигру с противником. В западный разведцентр вновь идут шифровки за подписью «Надежда». Офицер службы контрразведки КГБ СССР Синицын, испытывающий к Тульеву искреннюю симпатию, старается склонить его на свою сторону: возит по стране, устраивает встречу с Марией и сыном, которого Тульев видит впервые. Тульев узнаёт, что его отец, граф А. И. Тульев, не умер в своей постели, а погиб при неясных обстоятельствах, вероятно, убит.

Молодой советский учёный Борков на международной научной конференции, увлёкшись, рассказывает о своей работе чуть больше, чем следовало, и немедленно попадает в поле зрения иностранных спецслужб (Синицын выяснил это, пока находился в разведцентре на Западе, см. «Ошибка резидента»). Руководители Тульева проводят против Боркова вербовочную операцию — шантажируют его аморальным поведением за границей и склоняют к шпионажу. Борков, после некоторых колебаний, сообщает о происшедшем в КГБ. Служба генерала Сергеева получает возможность разоблачить агентурную сеть в Москве, возглавляемую дипломатическим сотрудником Клотцем.

Западные хозяева Тульева подозревают, что «Надежда» провалился, и устраивают серию проверок. Благодаря проницательности генерала Сергеева их удаётся успешно пройти, хотя для этого приходится замаскировать мирную стройку под военный объект стратегического значения.

Тульев постепенно пересматривает свои взгляды и принимает сознательное решение работать в пользу СССР. Тульева отзывают, на смену ему из-за границы присылают известного по первому фильму Леонида Круга. Тульев отправляется на Запад уже как советский резидент, а Круг, едва сойдя в Одессе с теплохода, попадает под опеку Синицына-Бекаса.

В качестве музыкальной темы для сцен с иностранными туристами в Одессе используется вариация на мотив «Марша полковника Боуги».