Сын человеческий


Сын человеческий (Сын человека, ивр. בן אדם[1]; иуд.-арам. בר אנש‎; др.-греч. υἱὸς ἀνθρώπου) — термин, берущий своё начало в Танахе (Ветхий Завет). Он обозначал вначале принадлежность к роду человеческому в смысле некто или один из. Позднее стал употребляться в эсхатологическом значении как божественный посланник.

Еврейское выражение «сын человеческий» в обычном значении встречается в еврейской Библии 107 раз, большинство (93 раза) - в Книге Пророка Иезекииля. Книга пророка Даниила впервые описывает его как будущего спасителя человечества, которому Бог после страшного суда даст власть над миром:

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

В отличие от книги пророка Даниила, где словосочетание «Сын человеческий» в мессианском значении упомянуто лишь один раз, в апокрифичной книге Еноха оно встречается 13 раз.

Иисус Христос в Евангелии более 65 раз называет Себя «Сыном Человеческим» (32 раза в Евангелии от Матфея, 14 - в Евангелии от Марка, 26 - в Евангелии от Луки, 12 - в Евангелии от Иоанна):

Протестантский теолог Джордж Элдон Лэдд высказывает удивление по поводу того, что ранняя церковь проигнорировала это единственное наименование, которым Иисус свободно пользовался по отношению к Себе и которым предпочитал Себя называть. За пределами Евангелий публично это выражение используется лишь однажды, в устах первого мученика Стефана (Деян. 7:56).