Сычуаньская опера


Чуаньцзюй (кит. трад. 川劇, упр. 川剧, пиньинь chuānjù) — главная форма местного театра в юго-западном Китае (Сычуань, Гуйчжоу и Юньнань). Другое название — сычуаньская опера. Сычуаньская школа китайской оперы возникла около 400 лет назад в конце династия Мин и в начале эпохи Цин[1]. В то время в районе провинции Сычуань существовало несколько разных форм народного театра. Они смешивались, развивались и впоследствии превратились в одно общее явление — Сычуаньскую оперу. Самая характерная черта данного вида искусства — пение высоким голосом. Репертуар очень богат, включает более 2 тыс. произведений. Тексты отличаются высокой художественной ценностью и юмором. Движения детализированы и очень выразительны[2].

В начале 20-го века произошла реформация многих видов китайского искусства. Наиболее известным реформатором был Кан Жилин, который возглавлял оперную труппу Sanqinq (Three Celebrations), основанную в 1912 году[4].

Сегодняшняя Сычуаньская опера — это синтез пяти мелодических стилей. Для Сычуаньской школы характерны сольные партии, искусная актёрская игра, использование множества перкуссионных инструментов и очень забавные сюжеты. Актёры одеты в яркие костюмы и двигаются под быструю, выразительную музыку. Особая отличительная черта данного жанра — ярко раскрашенные маски, которые актёры успевают менять в доли секунды незаметно для зрителя. Этот трюк, а также элементы акробатики, такие как прыжки через горящий обруч или манипуляции с мечами, особенно нравятся зрителям.

Приём смены маски (кит. трад. 變臉, упр. 变脸, пиньинь biànliǎn) стал использоваться около 300 лет назад во времена правления императора Цяньлуна, представителя династии Цин. Это очень важный элемент Сычуаньской оперы, и его секреты хранятся в строжайшей тайне. Из поколения в поколение, не покидая круга театральных семей, происходит передача секретов техники «магической перемены лиц». Актеры отворачивают лицо или просто взмахивают рукой, и вот уже на зрителя смотрит новый персонаж — и так много раз подряд, к изумлению публики.

В самом начале для своего магического приёма актёры использовали пудру, окрашенную в разные цвета. Пудра находилась в чашах, актеры дули в чашу, и пудра прилипала к их покрытым маслом лицам. Другой метод заключался в нанесении на лицо цветной пасты, спрятанной в ладонях. Красный цвет означал гнев, черный — крайнюю степень ярости. К двадцатым годам прошлого века актёры перешли на использование слоёв масок, выполненных из бумаги. Артисту нужно было просто быстро снять очередной слой. В наши дни маски делают из шёлка; их количество на лице актёра может достигать двадцати четырёх. Отдельным мастерам удаётся менять до 10 масок за 20 секунд.

Маски эти ещё примечательны и тем, что в них нет ничего лишнего, в них всё является символом, несущим определённую информацию о персонаже.