Сэйкан


Тоннель Сэйкан (яп. 青函トンネル Сэйкан тоннэру, или 青函隧道 Сэйкан дзуйдо:) — железнодорожный тоннель в Японии длиной 53,85 км с подводным фрагментом длиной 23,3 км (тоннель опускается на глубину около 240 метров, на 100 метров ниже уровня морского дна[1]). Он пролегает под Сангарским проливом, соединяя префектуру Аомори на японском острове Хонсю и остров Хоккайдо — как часть линии Кайкё и Хоккайдо-синкансэна железнодорожной компании Хоккайдо. Открыт в марте 1988 года.

Это самый глубоко залегающий под морским дном и второй по длине (после Готардского базисного тоннеля) железнодорожный тоннель в мире.

Название тоннеля «Сэйкан» (青函) собрано из первых кандзи названий городов, соединённых тоннелем — Аомори (森) и Хакодате (館) (в названиях городов кандзи читаются по кунному чтению, а в названии тоннеля — по онному чтению).

Сэйкан является вторым по времени сооружения подводным железнодорожным тоннелем в Японии и в мире, после тоннеля Каммон, соединяющего под проливом Каммон острова Хонсю и Кюсю.

Идея этого тоннеля родилась в 1939 году, потом выходила на повестку дня в 1946 г. В 1953 году целесообразность проекта была признана парламентом. Поводом к сооружению тоннеля стала крупномасштабная морская катастрофа, произошедшая в 1954 году в Сангарском проливе: во время тайфуна затонули пять переполненных пассажирами паромов, курсировавших между островами, погибли около 1500 человек. Сразу после катастрофы начались изыскательские работы. В 1955 году правительство Японии, изучив мнения учёных и экспертов, пришло к выводу о возможности строительства.

В 1964 году было начато строительство наклонных стволов для уточнения геологических условий и разработки методов проходки тоннеля. Исследовательские работы были завершены в марте 1971 года.