Сэсэн


Сэсэ́н (башк. cәсән, «поэт, певец-импровизатор, бард»[1]) — народный сказитель у башкир, традиционно исполняющий сказания и импровизации в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбыры — традиционного струнного инструмента.

Запоминая и передавая из поколения в поколение традиционные сказания, опосредованно свидетельствуя о важных событиях прошлого, сэсэны выступали носителями устной народной памяти башкир, играя важную роль в поддержании родовой и общенациональной идентичности. С другой стороны, будучи поэтами-импровизаторами, сэсэны выполняли важную социальную функцию, описывая и давая оценку событиям современности.

Традиционные состязания сэсэнов назывались айтыш и собирали большие аудитории. Состязания проводились как ради чистого искусства, так и как метод обсуждения и улаживания конфликтов между родами. В давние времена, свой сэсэн был у каждого значимого рода башкир. Конфликт между родами решался состязаниями сэсэнов на всеобщем празднике — джиене. Победа импровизатора означала победу его рода в конфликте.

Из древних сэсэнов известны имена Катай Гали сэсэна, Турумтай сэсэна, Суюндук сэсэна, Кильдыш сэсэна, Еммет сэсэна, Каракай сэсэна, Яхъя сэсэна и др. В памяти народа сохранились имена многих сэсэнов XIV—XVIII вв., тесно связанных с историей и духовной культурой башкир: Хабрау, Ерэнсэ, Кубагуша, Караса, Махмута, Баика Айдара и др.

Расцвет творчества сэсэнов приходится на XVI—XVIII века. Получают развитие основные жанры из устной литературы: эпос, кубаир, айтыш, песня, представленные в творчестве Кубагуш сэсэна, Ерэнсэ сэсэна, Карас сэсэна, Баик айдара и др.

Запрет йыйынов в начале XIX века лишает сэсэнов аудитории, права публичных выступлений, в результате происходит постепенное угасание таких жанров, как эпос, кубаир, айтыш, а наиболее популярным жанром становится песня.