Джиен


Джиен (крымскотат. и тат. cıyın, җыен, башк. йыйын, букв. — «собрание») — народное собрание у татар, башкир, крымских татар и некоторых других тюркских народов для решения политических и социальных вопросов, так же орган самоуправления племени или рода, народный праздник.

Общественные собрания в праздничной форме, отражающие обрядовую культуру и общественные отношения, сложились у тюрков в недрах первобытно-общинного строя. Джиен возник как орган родоплеменного самоуправления общины, в функции которого входило решение проблем войны и мира, уточнения границ родоплеменных территорий, порядка перекочёвок, улаживания межродовых споров, трений.

В работе Джиена участвовали только взрослые мужчины. Особую роль на джиен играли старейшины рода — аксакалы. Их слово было решающим. Аксакалы назначали день празднества, совпадающий со временем перекочёвки, собирали средства на его проведение, выполняли судейские функции при определении победителей. И позднее, при переходе к оседлому образу жизни, основные черты джиен сохранились.

Джиену предшествовал совет аксакалов (курултай) с правом решающего голоса. Джиен завершался празднествами с приглашением гостей. Введение волостного управления с середины XVI века привело к потере Джиен функций самоуправления.

К XVIII веку Джиен превратился в праздник, проводившийся в определённое время года. Праздничная площадь оформлялась в виде круга, символом равенства членов рода была совместная трапеза, угощение из одного котла. У башкир соблюдался принцип равного распределения угощения: распитие кумыса из одной чаши, пущенной по кругу, раздача мяса равными долями и другое. На празднике проводились соревнования среди юношей. Победа выдвигала молодого человека в число уважаемых членов общины. В вечернее время молодёжь устраивала «кичке уен» (буквально — «вечерние игры»).

У южных башкир йыйын называют свадебные торжества, приём и угощение гостей перед отъездом невесты, у северных он проводится как ярмарка.