Сюань-цзун (династия Тан, 712—756)


Сюа́нь-цзун (Ли Лун-цзи[2]) (8 сентября 685 — 3 мая 762) — китайский император династии Тан в 712756 годах. Был изгнан из столицы согдийским военачальником Ань Лушанем (см. мятеж Ань Лушаня).

Сюань-цзун (玄宗, Xuánzōng) — храмовое имя, настоящим именем императора было Ли Лунцзи (李隆基, Lǐ Lóngjī). Также имел официальные прозвища девизы — Сяньтянь (先天, Xiāntiān, в 712713 годах), Кайюань (開元, Kāiyuán, в 713741 годах), Тяньбао (天寶, Tiānbǎo, в 742756 годах). Выступал покровителем искусств — так он поддерживал живописца Хань Ганя, пригласил для росписи своего дворца У Даоцзы.

Родился 8 сентября 685 года в семье императора Жуй-цзуна и наложницы Доу. Получил имя Ли Лунцзи. В 687 году стал князем Чу. В 690 году, когда отца отстранила от власти У Цзэтянь, Ли Лунцзи стал именоваться У Лунцзи. В 692 году он переехал во дворец за пределами столицы. В 693 году по приказу У Цзэтянь была казнена мать Ли Лунцзи, а его самого лишили княжеского титула взяли под домашний арест, который продлился до 699 года.

В 705 году, с восхождением на трон Чжун-цзуна, Ли Лунцзи получил должность заместителя министра военного снабжения. В 710 году возвращается в столицу Чанъань, где вскоре Чжун-цзун умер, а новым императором стал отец Ли Лунцзи

В 712 году Жуй-цзун отрёкся от трона в пользу сына Ли Лунцзи, который принял имя Сюань-цзуна. В 713 году ему удалось подавить опасный мятеж принцессы Тайпин. С этого момента длительное время никто не посягал на трон. Сюань-цзун вплотную занялся реформами во внешней и внутренней политике. Столицу империи перенесли в город Чанъань. Император много сделал для развития столицы. По инициативе Сюань-цзуна впервые на севере стали выращивать пионы и апельсины. Ещё в начале правления был организован выпуск газеты «Столичный вестник».

Во внутренней политике Сюань-цзун стремился к обеспечению политического спокойствия в стране. Также много сделал для налаживания эффективной работы административного аппарата, назначив новых способных канцлеров Яо Юаньцзи и Лу Хуайшэна. В 714 году ликвидировал тайную службу, которая действовала со времен У Цзэтянь. После этого стал исполнять собственную программу обновления, которая заключалась в гуманном правлении, поддержании верховенства права, ослаблении влияния евнухов. Была введена единая система государственной службы. Конфисковано имущество и земли буддистских монастырей, которые на тот момент возымели значительную силу.