Сясьстройский целлюлозно-бумажный комбинат


Сясьский целлюлозно–бумажный комбинат — один из первенцев отечественной целлюлозно-бумажной промышленности.

Во время Великой Отечественной войны СЦБК работал как база по ремонту боевой техники. Весной 1942 года на базе лесопильного завода основана Сясьская судоверфь, на которой по заданию Госкомитета Обороны строились озёрные баржи для перевозки людей и грузов по Ладожскому озеру в период блокады Ленинграда. Работы вели мастера деревянного судостроения и опытные плотники – 60 человек с верфи им. Желябова, г. Ленинград, и специалисты-судостроители из г. Великий Устюг и Сухонского пароходства – 50 человек, а также 900 женщин и подростков, оставшихся в п. Сясьстрой. Всего было построено 99 деревянных барж различного назначения. Кроме того, на весь период войны комбинат становится базой ремонта боевых машин и оружия по обеспечению войсковых частей Ленинградского флота.

Основное оборудование для производства целлюлозы было эвакуировано в тыл. Так, 3 сентября 1941 г. был отправлен первый эшелон с оборудованием Сясьского ЦБК на Чепецкую эвако-базу в Кировскую область, город Кирово-Чепецк. А 10 сентября 1941 г. ушли первые эшелоны с семьями сясьстройцев в Кировскую область. С первого и до последнего дня войны на комбинате работала ТЭС – паровой котел и турбина на 1000 кВт, лесной цех и древесно-подготовительный цех малым потоком обеспечивали топливом паровой котел ТЭС.

На всех фронтах ВОВ героически сражались работники комбината, многие из них дошли до стен Берлина. С фронтов не вернулись 1030 человек. Более 500 работников комбината за участие в ВОВ и доблестный труд награждены высокими правительственными наградами.