ТМ-1-180


ТМ-1-180 — железнодорожная артиллерийская система производства СССР, разработанная на базе мощной морской 180-миллиметровой пушки Б-1-П. Активно и успешно использовалась в Великой Отечественной войне.

В 1931 году группа специалистов Артиллерийской секции НТК УВМС начала разработку аванпроекта нового транспортёра, имеющего круговой обстрел с любой точки пути. Первые проработки были не совсем удачны, и в дело включили Артиллерийский научно-исследовательский морской институт (АНИМИ). Институту удалось в 1932 году разработать техническое задание на проектирование транспортёра ТМ-1-180, поручили Ленинградскому металлическому заводу (ЛМЗ).

Первые четыре транспортёра ТМ-1-180 изготовил ЛМЗ в 1936 году. Еще 16 транспортёров вышли из ворот Николаевского завода № 198 (1 в 1938, 13 в 1939 и 2 в 1940). Эти транспортёры несколько отличались от транспортёров ЛМЗ. Ещё во время изготовления первой серии ТМ-1-180 один из ведущих разработчиков ЛМЗ Петрикевич внес в первоначальный проект некоторые изменения, позволившие повысить скорострельность на 25 % и упростить управление стрельбой.

В годы войны в составе Ленинградского фронта действовали 3 отдельных железнодорожных артиллерийских батареи (ождаб) 180-мм установок ТМ-1-180: 12-я, 18-я и 19-я.

16-я батарея на начало войны входила в состав Новороссийской ВМБ (Черноморский флот), где принимала активное участие в оборонительных боях, в том числе в ходе Туапсинской операции.

Дислокация 180-мм отдельных железнодорожных артбатарей Береговой обороны КБФ СССР на начало Великой Отечественной войны[1]:


Мемориальный историко-технический комплекс
«Паровоз бронепоезда "Железняков"»
(Севастополь)

Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180 (в состав бронепоезда «Железняков» не входила).
Паровоз-памятник Эл-2500 из состава бронепоезда «Железняков».