ТЭП10Л


ТЭП10Л — советский магистральный пассажирский односекционный и однокабинный тепловоз мощностью 3000 л.с. Выпускался Луганским (Ворошиловградским) тепловозостроительным заводом с 1964 по 1967 год и по конструкции представлял собой пассажирский вариант выпускавшегося на этом же заводе грузового 2ТЭ10Л.

С 1961 года Харьковский завод транспортного машиностроения выпускал тепловозы ТЭП10, представляющие собой пассажирский вариант появившегося недавно грузового ТЭ10, который сам был построен в небольшом количестве (26 штук ТЭ10 и 19 штук 2ТЭ10). В том же году [1961] Луганский тепловозостроительный завод построил первый тепловоз 2ТЭ10Л, который представлял собой модификацию харьковского 2ТЭ10 (механическая часть была унифицирована с опытным ТЭ3Л), и мог уже выпускаться в большом количестве (всего было построено 3,6 тысячи 2ТЭ10Л). Тогда Министерство путей сообщения СССР заказало Луганскому заводу пассажирскую модификацию нового тепловоза.

В 1964 году была выпущена партия из 20 односекционных тепловозов, которым присвоили серию ТЭП10Л (ТУ24-4-438-72) и направили в локомотивное депо Котовск (Одесско-Кишинёвская железная дорога). От харьковского ТЭП10 «луганец» перенял дизель-генераторную установку (10Д100) и экипажную часть с тяговым приводом, из-за чего имел такие же тяговые параметры. ТЭП10Л представлял собой секцию грузового 2ТЭ10Л, но с тяговыми редукторами от ТЭП10 (передаточное отношение 63:20=3,15 при модуле 11 мм), что позволило повысить конструкционную скорость до 140 км/ч, и тормозами пассажирского типа. Также от ранних 2ТЭ10Л новый тепловоз отличался увеличенными размерами лобовых стёкол, но вскоре такие стали ставить и на 2ТЭ10Л. Стремясь унифицировать грузовой и пассажирский локомотивы, конструкторы даже не стали оборудовать последний дополнительной кабиной, из-за чего тот на конечных станциях участков был вынужден разворачиваться. Также два ТЭП10Л могли эксплуатироваться по системе двух единиц, как и секции грузового 2ТЭ10Л, при этом устранялась проблема в поворотах на конечных станциях. Впоследствии на некоторых дорогах эти машины так и эксплуатировали, водя ими особо тяжёлые пассажирские поезда.