ТЭП70


ТЭП70 (тепловоз с электропередачей, пассажирский, тип 70) — магистральный пассажирский шестиосный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока, производившийся в СССР и России на Коломенском заводе с 1973 по 2006 год, с 2006 года выпускается созданный на его основе тепловоз ТЭП70БС. Также послужил основой для магистрального пассажирского тепловоза ТЭП70У и грузового двухсекционного тепловоза 2ТЭ70. Экипажная часть ТЭП70 и кузов близкой конструкции используется ещё и на пассажирском электровозе постоянного тока ЭП2К.

Увеличение веса и скорости пассажирских поездов в 1970-е годы требовало применения на некоторых линиях более мощных, чем ТЭП60, тепловозов. На Приволжской, Октябрьской и некоторых других железных дорогах стали применять тепловозы 2ТЭП60 (или те же ТЭП60 двойной тягой). Но применение двухсекционных тепловозов вызывало значительное увеличение ремонтных и эксплуатационных расходов. Требовалось создание тепловоза, имеющего мощность большую, чем ТЭП60, но так же в односекционном исполнении.[источник не указан 430 дней]

Кроме того, конструкция тепловоза ТЭП60 имела ряд недостатков. В частности, двухтактный дизель 11Д45 не мог удовлетворять перспективным требованиям вследствие высокого расхода горюче-смазочных материалов. Ходовая часть тепловоза ТЭП60 имела высокую плавность хода, но требовала значительного объёма обслуживания.[источник не указан 430 дней]

Техническим заданием предусматривалось создание пассажирского тепловоза с осевой формулой 30—30, оснащённого дизелем мощностью 4000 л. с., имеющего конструкционную скорость 160 км/ч.[источник не указан 430 дней]

Всего, по состоянию на середину 2018 года, построено 576 тепловозов ТЭП70, 12 тепловозов 2ТЭ70, 26 тепловозов ТЭП70У и 342 тепловоза ТЭП70БС. Данные по выпуску тепловозов ТЭП70 и модификаций по годам приведены в таблице:[1][2][3][4][5]

Первый тепловоз по новому проекту был построен в июне 1973 года. Тепловоз получил обозначение ТЭП70-0001. В 1974—1975 годах были построены тепловозы 0002, 0003, 0004, в 1977—1978 годах — 0005, 0006, 0007. Тепловозы начали проходить эксплуатационные испытания на Белорусской железной дороге. Тепловоз ТЭП70-0005 прошёл теплотехнические и динамические (по воздействию на путь) испытания[1].