Табачная промышленность


Табачная промышленность — отрасль промышленного производства, связанная с выращиванием табачного сырья и его переработкой; изготовлением табачных изделий, их продажей, продвижением[1]. Жизненный цикл производства и потребления табака включает в себя выращивание и высушивание, производство и распространение продукции, её потребление и формирование отходов после потребления[1]. Исторически производителей табака неоднократно обвиняли в манипуляциях и обмане потребителей с целью популяризации и увеличения продаж своей продукции, что подтвердилось после раскрытия внутренних документов корпораций в ходе ряда судебных разбирательств[2].

На 2020 год сигаретная промышленность оставалась одной из наиболее прибыльных, несмотря на ежегодное снижение общемирового потребления табака на 3—5 % и доказанный вред табака на организм человека (около 8 миллионов смертей ежегодно связанны с потреблением табака[1], из них 1,2 миллиона – с пассивным курением[3]). Только за 2019 год курильщики употребили 5,2 трлн сигарет, общая стоимость которых составила примерно 705 млрд долларов[4][5][6]. Объём мирового табачного рынка в 2020 году оценивался в 932,11 млрд долларов, при ожидаемом среднегодовом темпе роста 1,8 % до 2028 года. Согласно отчёту аналитиков Fior Markets, мировой рынок табака будет расти быстрее: в среднем по 3,9% в год и достигнет 934,5 млрд долларов уже к 2026 году[7]. Примерно 80 % курильщиков проживало в странах с низким или средним уровнем дохода, а каждая десятая единица табачной продукции продавалась незаконно[3]. При этом уже в 2018 году окурки стали самым распространённым видом мусора во всём мире. Предположительно, ежегодно курильщики выбрасывали 4,5 трлн окурков, что составляло 760 тысяч тонн токсичного мусора[8][9].

Началом коммерческого производства табака в США считается первая четверть XVII века, когда в 1614 году губернатор Виргинии Ральф Лейн[en] учредил первые плантации в Джеймстауне и начал экспорт табака в Англию. В 1862 году вступил в силу Табачный указ, обозначивший налоговую политику в отношении производителей: начисление акциза происходило из расчёта объёмов производства по приходно-расходным книгам, но фактических проверок не проводили вплоть до 1864 года. К 1868-му была введена бандерольная система маркировки табачных изделий, с 1872 года — регулируется торговля табачным листом[10].