Табачников, Ефим Давыдович


Ефи́м Давы́дович Таба́чников (10 сентября 1922, Шаргород, Подольская губерния — 31 января 1994, Нижний Новгород) — советский и российский театральный режиссёр и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, постановщик известных спектаклей на столичной и провинциальной сцене.

Родился в 1922 году в местечке Шаргород. В 1939—1941 годах учился в театральном училище при ГОСЕТе (Москва).

В 1943 поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, одновременно был ассистентом А. В. Азарх по классу актёрского мастерства в театр. студии ГОСЕТа. В 1948 г. окончил ГИТИС (педагоги А. М. Лобанов, А. Д. Дикий, В. Г. Сахновский). В 1948-50, работал в театрах Ташкента (1948-50), в Курске (1950-55), Иркутске (1955-61), Горьком (Нижний Новгород 1961-65), Ленинграде(Санкт-Петербург 1965-71). В 1965—1970 гг. в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола (поставил «Рождество в доме синьора Купьелло» Э. Де Филиппо), затем работал в театрах Москвы, где поставил спектакли: «Соловьиная ночь» В. И. Ежова, «Неоконченный репортаж» Р. Ибрагимбекова (Театр им. Маяковского), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского (Московский областной театр драмы) и др.

Главный режиссёр областных театров во Владивостоке и Нижнем Новгороде, и Казанском Большом драматическом театре им. В. И. Качалова . Преподавал в Дальневосточном институте искусств. Выпустил актёрский и режиссёрский курсы. Среди его учеников Георгий Демуров (Народный артист Рф), Владимир Пудовкин, Светлана Салахутдинова (Заслуженная артистка РФ), Сергей Миллер (Заслуженный артист РФ), Александра Герцева, Юрий Гончаров, Ашот Восканян (Заслуженный деятель искусств Чувашской Республики), Инна Слабиткер и мн. другие.

В Дальневосточном институте искусств Табачников, преподавал мастерство актёра. Дипломный спектакль для своих студентов Ефим Давыдович решил поставить по пьесе Кобо Абэ «Женщина в песках». Когда спектакль уже был готов, партийные органы, в связи с тем, что автор пьесы, японский философ, пропагандировал «враждебную философию», запретила его к показу на сцене театра. Спектакль все таки состоялся — он был показан узкому кругу зрителей в одной из аудиторий Института.

Возможно, это единственный случай в мировой практике, когда учебный студенческий спектакль был официально запрещен властями[1].