Тагильская роспись


Тагильская ро́спись — русский народный промысел художественной лаковой росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле Свердловской области, самобытное явление русской культуры. Считается, что Тагильская роспись — это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России. Тагильские расписные подносы представлены в Нижнетагильском музее истории подносного промысла.

Тагильский подносный промысел возник более 250 лет назад в среде старообрядцев[1]. Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой в Нижнем Тагиле относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла[2]. Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились[3], уральские мастера искали различные области применения этих качеств тагильского железа[3]. Поскольку ещё не было листопрокатного производства, металл обрабатывался методом ковки — одним из самых сложных и трудоёмких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровная поверхность, возможность декоративной обработки бортов подносов, а также столиков и сундуков,- всё это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов и лакировщиков. И такие искусные изделия конечно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках и купцов, и простой люд.

XVIII век стал «золотым» веком для тагильских художников-лакировщиков, среди которых ярко выделяется династия художников Худояровых — Вавилы и Фёдора. Примерно в этот период традиция Тагильской росписи распространяется далеко за пределы Нижнего Тагила, в частности, в деревне Жостово Мытищинского уезда Московской губернии, мастера которого во многом преуспели в этом промысле, даже основав при этом свой стиль, свою технику росписи подносов и других изделий.

В первой половине XIX столетия промысел бурно развивался, что в значительной степени связывают с деятельностью школы живописи (1806—1820 гг.), специально учреждённой владельцем тагильских заводов Н. Н. Демидовым. В школу брали мальчиков с 12 лет на полное господское содержание. Обучение длилось 4 года, им руководил выпускник Академии Художеств, профессиональный художник В. И. Албычев[4]. Это положительным образом повлияло на уровень изысканности росписей. В этот период появилась мода на подносы-картины, где в центре изделия писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр или оригинала), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер[2]. Гравюры часто были чёрно-белыми, поэтому выбор цветовых решений полностью принадлежал художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотым орнаментом: сказочные пышные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, спелые кисти винограда, сочные ягоды,- уголки формы чётко фиксируют вазоны с пышными букетами.