Жостово (деревня)


Широко известна традиционным народным художественным промыслом с почти двухвековой историей[2] (с 1825 года) — изготовлением расписных подносов из жести (жостовская роспись), осуществляемым мастерами Жостовской фабрики декоративной росписи, первоначально носившей название «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов»[3].

Деревня Жостово расположена в городском округе Мытищи Московской области, между Пяловским и Клязьминским водохранилищами, к востоку от Канала имени Москвы.

История деревни Жостово восходит к началу XIX века, когда в ней и других подмосковных сёлах и деревнях бывшей Троицкой волости Московского уезда Московской губернии Российской империи возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше[11].

В 1825 году предприимчивый крепостной графа Шереметева Филипп Никитич Вишняков, работавший в селе Федоскино возчиком на местной мануфактурной фабрике, выведал там технологические особенности производства лакированных изделий и открыл в своей деревне Жостово «лакерную» мастерскую, в прейскуранте которой значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов». Это событие положило начало традиционному для этих мест народному художественному промыслу[12].

К 1830 году производство подносов в деревне Жостово и окрестных селениях, таких как Осташково, Хлебниково, Троицкое, увеличилось. Началось производство первых кованых металлических подносов, украшенных декоративной цветочной росписью. Благодаря выгодному расположению деревни вблизи города Москвы жостовские мастера имели постоянный рынок сбыта своих изделий и возможность их продажи без посредников. Там же они закупали материалы, необходимые для производства[11].

После отмены крепостного права в Российской империи в 1861 году многие деревенские жители начали открывать в своих домах «подносные» мастерские по примеру братьев Вишняковых. Вскоре работали уже двенадцать крупных семейных мастерских. Была создана школа росписи металлических подносов, а за самим народным промыслом закрепилось название «жостовский»[12].