Тазкире


Тазкире (Тезкире) (араб. تذکرة‎ — «памятка»[1], «поминание»[2]) — жанр антологическо-библиографических энциклопедий[3].

Книги жанра тезкире процветали в Османской империи в XVI веке[4]. Наиболее известны тазкире поэтов, но они также имели дело с правительственными чиновниками и художниками в целом[5]. Впервые появившиеся в ранней арабской литературе до X века[6], они вошли в персидскую литературу, а затем в тюркскую (тимуридскую, и позднее османскую[5]). Одно из самых известных тазкире на персидском языке является «Тазкират аль-аулия»[арагон.] Фаридуддина Аттара. Самое важное тазкире на чагатайско-тюркском языке — это «Маджалис ан-нафаис»[узб.] Алишера Навои.

Тазкире османских поэтов были написаны между XVI—XX веков в Анатолии. Они содержат информацию как о поэтах, так и об их поэтических произведениях[7] и написаны как в прозе, так и в стихах, что делает жанр тазкире уникальным[4]. Являясь ценным источником информации для современных учёных, они также представляют собой своего рода эго-документ из-за сочетания объективного и субъективного материала[4]. В библиографических примечаниях упоминаются место рождения, семья, учителя, профессия, личные анекдоты, комментарии о личности или характере, месте и дате смерти, а также цитаты из стихов[6].

Первое тазкире в османской литературе назывался Хашт-Бехешт (Восемь источников). Это была работа Сехи Бея из Эдирне (умер в 1548 году), которая была завершена в 1538 году[8]. Два других издания выходили до 1548 года. В нём рассказывалось о творчестве и жизни 241 поэта, оно было очень хорошо принято и поддержано высшими общественными кругами Османской империи[4].

Выдающимся тазкире является «Тезкиретуш-шуара» («Воспоминания поэтов») Латифи из Кастамону (1491—1582), вторая по хронологии[9] и с наибольшим количеством сохранившихся копий[4]. Оно было закончено и подарено султану Сулейману I в 1546 году[10]. Ещё один важный пример — «Мешаирюш-шуара» («Чувства поэтов») Ашика Челеби; опубликованное в 1568 году, тазкире охватывает творчество и жизнь 427 поэтов. Это третье по хронологии и второе по количеству сохранившихся копий[4]. Четвёртое тазкире принадлежит Ахди из Багдада, персидского происхождения, и называется «Гюльшен-и Шуара» (Розовая кровать поэтов). В отличие от трёх предыдущих, оно охватывала только поэтов-современников авторов. Оно было закончено в 1563 году и было посвящено принцу Селиму, впоследствии известному как султан Селим II[11].