Тала (музыка)


Тала (или тал, талам; санскр. Tâla — хлопанье в ладоши, ритм, такт, танец) — в музыке Индии, этот термин означает как отдельный ритмический рисунок композиции (очень условно соответствуя западному понятию музыкального метра), так и вообще науку о музыкальном ритме.

Теория ритма значительно отличается для двух музыкальных традиций Индии: северо-индийской (Хиндустани) и южно-индийской (Карнатака).[1] В музыке Карнатака теорию ритма и ритм принято называть Тала в отличие от северного — Таал.

Таал (или Тал) — это ритмический цикл, состоящий из определённого количества «квадратов» (джати), из которых каждый может содержать разное количество долей. Самый распространённый тал в индийской классической музыке Хиндустани это тинтал — цикл из четырёх тактов по четыре доли в каждом.

Этимология возникновения слова, в соответствии с некоторыми авторами, происходит от «Ta» — первый слог слова Tāṇḍava (Тандава — танец, который исполнял Шива) и «La» — первый слог слова Lāsya (Ласья — танец, который исполняла Парвати — супруга Шивы).[2]

«Натья Шастра» характеризует ритм как элемент, объединяющий все многообразие составляющих театрального действия, как то, что придает пространству организованность, стройность, динамику и внутреннее наполнение.

Изменение ритма во время сценического действия рассматривалось как способ пробуждения и активизации потенциальных сил космоса. Каждое слово и действие, строго выверенное и подчиненное ритму, становится ритуально значимым.[3]