Тангейзер (опера)


«Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» (нем. Tannhäuser und der Sängerkrieg auf Wartburg) — опера Рихарда Вагнера в трёх действиях на собственное либретто по легенде о Тангейзере. (WWV 70). Премьера состоялась 19 октября 1845 года в Дрезденской королевской опере.

В апреле 1842 года Вагнер возвратился из Парижа в Дрезден. Это путешествие было богато впечатлениями, в том числе он увидел Вартбургский замок. Летом того же года он начал набросок сценария новой оперы «Грот Венеры», а 4 июля следующего года либретто было полностью закончено. В сюжете оперы были объединены несколько самостоятельных немецких легенд (о гроте Венеры, состязании певцов и святой Елизавете). В апреле 1845 года Вагнер завершил партитуру и дал опере то название, под которым она теперь известна.

Премьера «Тангейзера» состоялась 19 октября 1845 года под управлением автора в Королевском саксонском придворном театре в Дрездене. Состав певцов был следующий: Тангейзер — Йозеф Тихачек, Елизавета — Иоганна Вагнер (племянница композитора), Вольфрам — Антон Миттервурцер, Венера — Вильгельмина Шрёдер-Девриент, Ландграф — Георг Вильгельм Деттмер. Мнения публики по поводу новой оперы разделились, после восьмого показа её сняли с репертуара. Для постановки 1847 года Вагнер изменил финал; эта редакция, известная как «Дрезденская», является наиболее часто исполняемой. Опера стала завоёвывать немецкие сцены; 16 февраля 1849 года она была исполнена в Веймаре под управлением Ференца Листа.

По инициативе княгини Меттерних 16 марта 1861 года состоялась премьера оперы в Париже (во французском переводе). Вагнер согласился ввести в первый акт балет, привычный для французской публики. Кроме того, была расширена сцена Тангейзера и Венеры в первом акте и сокращено состязание певцов во втором. Поздняя парижская редакция несёт на себе отпечатки тристановского стиля, которые не всегда согласуются с оперой в целом, Вагнер сам это понимал. Тем не менее, эта редакция исполняется едва ли намного реже дрезденской; иногда опера идёт в смешанной редакции.

Первая постановка «Тангейзера» в рамках Байрёйтского фестиваля состоялась в 1891 году под управлением Феликса Моттля (в смешанной редакции).

Грот Венеры. Когда-то смертный Тангейзер проник сюда, добился любви Венеры и проводил жизнь в наслаждениях. Но теперь он тяготится этим состоянием и мечтает о Земле, звоне колоколов и смене времён года. Он поёт песнь, в которой прославляет Венеру и чудеса её царства, но снова и снова просит отпустить его на Землю. Его не пугают возможные тяготы — вечное наслаждение не подходит для смертного. Венера тщетно уговаривает Тангейзера остаться. В конце концов она в ярости говорит, что люди отвернутся от него и он сам, униженный, будет искать путь назад. Тангейзер призывает Марию, и при упоминании имени Богоматери Венера и её грот исчезают.