Танзамская железная дорога


Танза́мская железная дорога или Танзанийско-замбийская железная дорога (англ. Tanzam, в русских источниках ТАНЗАМ[1]) — железная дорога в Восточной Африке, связавшая порт Дар-эс-Салам на океанском побережье Танзании с городом Капири-Мпоши в центральной Замбии. На однопутной железной дороге используется ширина колеи 1067 мм (3,5 фута), что отличается от прочих дорог Танзании. Дорога эксплуатируется совместным железнодорожным органом Tanzania-Zambia Railway Authority (TAZARA).

Правительства Танзания, Замбии и Китая построили эту железную дорогу, чтобы устранить зависимость не имеющей выхода к морю Замбии от Родезии и Южной Африки, обе из которых находились под властью правительств белого меньшинства.[2] Железная дорога — единственный способ массовых перевозок медной руды из Замбии.

Проект осуществлялся с 1970 по 1975 год при поддержке Китая. По его завершении ТАНЗАМ стала самой длинной железной дорогой в Африке к югу от Сахары.[3] ТАНЗАМ была также на тот момент крупнейшим китайским проектом иностранной помощи — стоимость строительства составила 406 млн долларов США (эквивалент в 2,56 млрд долларов сегодня).

ТАНЗАМ столкнулась с оперативными трудностями с самого начала и продолжала работать при помощи со стороны Китая (включая работу сотен специалистов), а также ряда европейских стран и США. Грузооборот достиг 1,2 млн тонн в 1986 году, но снижался в 1990-е годы в связи с концом апартеида в Южной Африке и обретением независимости Намибией, когда открылись альтернативные маршруты транспортировки замбийской меди. Грузовые перевозки сократились до 88 000 тонн в финансовом году 2014/2015, то есть менее 2 % проектной загрузки в 5 млн тонн в год.

Маршрут длиной в 1860 км от побережья Индийского океана до Капири-Мпоши в центральной Замбии стал одним из величайших инженерных сооружений подобного рода со времён Второй мировой войны. Железная дорога пересекает Танзанию в юго-западном направлении, оставляя прибрежную полосу, а затем идёт в основном по безлюдным районам огромного заповедника Селус. Железная дорога пересекает танзанийско-замбийское шоссе в Макамбако и проходит параллельно шоссе в направлении Мбеи и замбийской границы. Связь с железными дорогами Замбии есть в Капири-Мпоши.

Дорога поднимается до 550 м над уровнем моря в Млимбе, а затем достигает своей высшей точки — 1789 м над уровнем моря. В конечной точке высота линии над уровнем моря — 1274 м.[4]