Тарзан. Приёмыш обезьяны


«Тарза́н. Приёмыш обезьяны» (англ. Tarzan of the Apes, другие варианты локализации названия: «Тарзан»; «Приёмыш обезьяны»; «Тарзан, приёмыш обезьян»; «Тарзан из племени обезьян»; «Тарзан из племени Больших обезьян») — роман американского писателя Эдгара Берроуза о человеке, воспитанном обезьянами в джунглях Африки. На «обезьяньем языке» имя Тарзан означает «белая кожа». Это первая часть цикла, которую продолжили ещё около трёх десятков произведений. Впервые роман был опубликован pulp-журналом All-Story в 1912 году.

Британский лорд Джон Клейтон послан в Африку, чтобы расследовать случаи жестокого обращения английских офицеров с чернокожими британскими подданными. Лорд и его беременная жена Элис Рутерфорд отправляются в путь на судне «Фувальда». Неудачное стечение обстоятельств оставляет их вдали от цивилизации на пустынном берегу Африки, где им предстоит обжиться и родить ребёнка. Вскоре после родов леди умирает, а лорда убивают обезьяны. Самка по имени Кала забирает младенца себе взамен недавно погибшего собственного детёныша. Тарзан вырастает в обезьяньем обществе и становится вожаком стаи.

Юношей Тарзан находит хижину своих родителей, по книгам изучает английский язык, а впоследствии знакомится с прибывшими европейцами и успешно интегрируется в цивилизованное общество, сохраняя, однако, тесную связь с джунглями и периодически туда возвращаясь.

Первая экранизация романа Берроуза появилась ещё в 1918 году с одноимённым названием «Тарзан. Приёмыш обезьяны»[1], где главную роль исполнил американский актёр Элмо Линкольн.

Более известная адаптация романа вышла в свет в 1932 году под названием «Тарзан: Человек-обезьяна», где роль Тарзана исполнил Джонни Вайсмюллер. Однако эта версия сильно отличалась от книги, к чему сам Берроуз отнёсся нейтрально.

В 1984 появилась новая кинокартина о Тарзане «Грейстоук: Легенда о Тарзане, повелителе обезьян», в которой роль Тарзана исполнил Кристофер Ламберт. Фильм был номинирован сразу на три "Оскара", в том числе за «Лучший адаптированный сценарий». В данной экранизации Тарзан не имел имени до контакта с людьми, что выглядит вполне правдоподобным, так как никакие реальные виды обезьян не способны произносить звуки, входящие в имя «Тарзан». В отличие от книг, в фильме адаптация Тарзана к миру людей показана как неудачная, и его итоговое возвращение в джунгли стало скорее вынужденной необходимостью, чем выбором.