Тарнопольский, Владимир Григорьевич


Владимир Григорьевич Тарнопольский (30 апреля 1955, Днепропетровск, Украинская ССР) — российско-украинский композитор и педагог.

Один из активных реформаторов музыкальной жизни Москвы постсоветского периода, художественный руководитель крупных российских и международных музыкальных проектов, главной идеей которых было преодоление культурной самоизоляции и интеграция российской музыки в общеевропейский и мировой культурный контекст.

С детства сочинял музыку, самостоятельно осваивал основы композиции. После учебы в Днепропетровском музыкальном училище им. Глинки (1970–1973) по классам фортепиано (педагог М.А. Александрова) и теории музыки изучал композицию в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского у Николая Сидельникова, а гармонию, форму и полифонию у Юрия Холопова (19731980).

Особая роль в композиторском формировании Тарнопольского принадлежит Эдисону Денисову, который давал ему первые профессиональные советы и рекомендации еще по переписке, а впоследствии в консерватории стал его педагогом по инструментовке, сохранив, при этом определенное влияние и в вопросах сочинения. В студенческие годы Тарнопольский вошел в так называемый «денисовский круг» композиторов, занимавших альтернативную позицию по отношению к официальным установкам советской идеологии и составивших в конце 1980-х инициативное ядро творческой группы АСМ-2. Его дипломное сочинение — Концерт для виолончели с оркестром (1980) — было включено дирижером Геннадием Рождественским в абонементный цикл концертов «Из истории русской музыки»[3].

В 1987 году в Пальчеве (Польша) был участником мастер-класса под руководством Луиджи Ноно, от которого получил теплое напутствие и ценнейший подарок — авторскую партитуру только что законченного сочинения No hay caminos, hay que caminar… Andrej Tarkowskij (Нет дорог, надо идти... Андрею Тарковскому, 1987).

С 1981 года преподавал композицию в Московском музыкальном колледже имени М. М. Ипполитова-Иванова. С 1992 по апрель 2022 года — профессор кафедры композиции Московской консерватории. Многие его ученики получили известность и стали призёрами международных композиторских конкурсов. В 2003 году по его инициативе в Московской консерватории была создана Кафедра современной музыки (заведующий кафедрой до 2017), на которой были разработаны учебные курсы по истории новой музыки для музыковедов, анализу современных партитур и новейшим исполнительским техникам для композиторов и исполнителей.