Таттимбет


Таттимбе́т Казанга́п-улы́ (каз. Тәттімбет Қазанғапұлы, 1815, аул Мыржык, ныне Каркаралинский район, Карагандинская область, Казахстан — 1862, там же) — казахский волостной правитель и дипломат, народный композитор-кюйши, домбрист, один из основателей центрально-казахстанской школы исполнения кюев в стиле шертпе.

Таттимбет принадлежал к родовой знати. Выходец из старинной благородной и знатной семьи принадлежащей племени Аргын, рода Каракесек (Шаншар, Бертис, Бектемир). Увлечение музыкой сочеталось в его жизни с административной деятельностью. Потомок Бертис хана. Среди его предков — знаменитый Казыбек би. Отец Казангап имел высокий воинский чин в царской армии. И сам Таттимбет был офицером российской армии. Таттимбет не знал нужды, которая была спутницей почти всех народных композиторов. Он был серэ́, выделялся изысканной одеждой, водил своих коней в богатом уборе. Сохранилось предание, что у Таттимбета был конь Бозжорга́, которого он научил танцевать под звуки домбры. Когда он играл свой кюй «Кара жорга» («Вороной иноходец»), Бозжорга ходил в ритме кюя — то шагом, то иноходью, то убыстряя движения. Он пил жёлтую воду

Таттимбет — яркий представитель домбрового стиля «шертпе» — особый, «шелковистый» и трепетный звук извлекается не ударом по струнам всей кистью (энергичная западно-казахстанская школа «токпе» — Курмангазы, Даулеткерей, Махамбет), а путём шертпе — щипковым приемом, изящным перебором пальцев [1].

Дебютный кюй «Сылкылдак» («Хохотушка») о внезапно умершей девушке-кюйши Сакау из рода найманов прославил юного кюйши на всю степь. Таттимбет является автором свыше сорока разнообразных по своей тематике и направленности кюев. В кюе «Сары жайляу» («Пожелтевшая летовка») отчетливо выражены философские настроения о природе и жизни, «Жазғы қайғы» (Летнее горе) — о вечных спорах за землю и водопои, кюй «Бес торе» (Пять чингизидов) посвящён совету старейшин Сары-Арки, «Аксак кулан» («Хромой кулан») — легенда про кюйши из рода ногай Кет-Буге и хане Джучи, «Былкылдак» («Грациозная») — кюй, которым Таттимбет выиграл состязание с девушкой, играя ногой, названия других говорят сами за себя — «Боз айгыр» («Белый жеребец»), «Бозторгай» («Жаворонок»), «Сары өзен» («Желтая река»), «Балбырауын» («Нежность»), «Жетім кыз» («Сиротка») и др. Его произведения отличаются тонким лиризмом, глубоким психологизмом, исключительной образной силой.

Вершиной творчества Таттимбета является кюй «Көкейкестi» (Сокровенное), созданный в последние годы жизни композитора. В нём уже больной кюйши выразил свои неосуществлённые мечты [2] (недоступная ссылка).